Документальные и художественные методы в современном научном кино. Постдок

  • Юлия Игоревна Киселева Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, Лаборатория научного кино 2.0, Москва, Россия

Аннотация

Анализируя научно-популярные фильмы, автор обращает внимание на проблему явного сокращения разнообразия художественных средств в современном научном кино, использующем в основном приемы документалистики (наблюдение, интервьюирование, репортажную съемку), редко прибегающем к постановочным методам и сложным визуальным решениям. Автор исследует возможность сочетания в научном кино игровых и неигровых элементов, а также применения метода «постдок». Актуальность темы обусловлена ее недостаточной изученностью. «Постдок» – термин, появившийся не так давно. В научной литературе пока не существует его единого определения. «Постдок» рассматривается как явление, возникшее в эпоху постправды и связанное, прежде всего, с нашим восприятием документального материала, а также как художественный метод: сочетание игрового и неигрового материала в документальном или научном фильме.


Объектом исследования являются созданные в экспериментальной Лаборатории научного кино короткометражные картины, снятые режиссерами в разных жанрах и объединенные в киноальманах. Предметом исследования – режиссерские методы, в том числе сочетание документальности и постановочности в данных фильмах. С помощью анкетирования автор анализирует зрительские предпочтения, возникающие в ходе просмотра киноальманаха. В результате формулируются следующие выводы: 1) метод «постдок» в научном кино позволяет расширить палитру выразительных средств и придать фильмам жанровую окраску, при этом не лишая их научной достоверности; 2) при просмотре зрители обращают внимание на визуальную сторону научно-популярных картин, отдавая предпочтение тем из них, которые созданы в узнаваемых форматах и жанрах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

соискатель степени кандидата филологических наук кафедрs периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета (г. Екатеринбург), режиссер, продюсер документального и научного кино, художественный руководитель проекта «Лаборатория научного кино 2.0», член Союза кинематографистов РФ

Литература

Abdullaeva, Z. (2021). Postdok-2: Igrovoye / neigrovoye [Postdoc-2: Fiction / Non-fiction]. Moscow: New Literary Review. 704 p. (In Russ.).
Vasilkov, I. (1982). Iskusstvo popularizacii. Ocherki teorii nauchno-popularnogo kino [The art of film popularization. Essays on the theory of popular science cinema.] Moscow: Iskusstvo. 350 p. (In Russ.).
Vasilkov, I. & Zguridi, A. (1986). Estafeta poznaniya [Knowledge Relay]. Nauchnoe kino v SSSR [Science cinema in USSR]. Moscow: «Soyuzinformkino». 6–13. (In Russ.).
Vlasov, M. (1976). Vidi I zhanry kinoiskusstva [Types and genres of cinema] Moscow: Znanie. 112 p. (In Russ.).
Davidov, S. G., Zamkov, А. V., Krasheninnikova, М. А. & Lukina, М. М. (2023). Ispolzovanie tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v rossiyskih media I zhurnalistike [Use of artificial intelligence technologies in Russian media and journalism]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser.10: zhurnalistika, 5. 3–21. (In Russ.).
Danin, D. (1982). A vse-taki ono sushestvuet! Kriticheskie razmishleniya o nauchno-hudozhestvennom kino [And yet it exists! Critical reflections on scientific and artistic cinema]. Moscow, 1982. 44 p. (In Russ.).
Devlikamova, E. А. (2019). Dokumentalniy film: koncepciya zhanra [Documentary film: genre concept]. Kulturnaya zhizn yuga Rossii, 2 (73). 102– 104. (In Russ.).
Zagdanskiy, Е. P. (1986). Osoznanie tseli [Sense of Purpose]. Nauchnoe kino v SSSR [Science cinema in USSR]. Moscow: «Soyuzinformkino». 14–29. (In Russ.).
Zuykov, I. V. (2022). Osobennosti ispolzovaniya iskusstvennogo intellekta v kinematografe I mediaindustrii [Specific Aspects of Using Artificial Intelligence in Film and Media Industry]. Vestnik VGIK, 4 (54), Т. 14, 65–77. (In Russ.).
Kirillova, N. B. (2020). Audiovisualnaya kultura kak sintez realnogo I virtualnogo [Audiovisual culture as a synthesis of the real and the virtual]. Audiovisual platform of contemporary culture. Proceedings of the International scientific conference (within the framework of the XV Kolosnitsyn readings). Responsible. editor N. A. Simbirtseva, scientific editor N. B. Kirillova. 7–14. (In Russ.).
Kiseleva, Y. & Myasnikova, M. (2023). Zhanrovie resheniya v sovremennom nauchno-popularnom kino: opit practicheskogo primeneniya [Genre Solutions in Contemporary Popular Science Cinema. Experience of Practical Application]. Izvestiya Uralskogo federalnogo Universiteta. Ser. 1: Problemi obrazovaniya, nauki I kulturi, t. 29, 4. 40–49. (In Russ.).
Makarov, N. V. & Eremenko, E. D. (2021). Metod eksperimenta v dramaturgii nauchno-popularnogo filma [ The method of experiment of the drama of pupular science film]. Vestnik SPBGIK, 3 (48). 25–31 (In Russ.).
Morozova, А. А. & Popova, S. N. (2021). Fenomen iskusstvennogo intellekta v sovremennoy nauke: ponyatie, vektori I problem primeneniya v sfere massmedia [The phenomenon of artificial intelligence in modern science: concept, vectors and problems of applicationin the sphere of mass media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (42). 41–52. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10405. (In Russ.).
Myasnikova, M. A. & Trukhina, A. V. (2020). Problema sushestvovaniya documentalnogo kino v thifrovuyu epokhu [The documentary film’s existence problem in the digital age]. Audiovisualnaya platforma sovremennoy kulturi. Materiali Mezhdunarodnoy nauchnoy konferenthii (v ramkah XV Kolosnithinskih chteniy). Otv. Red. N. A. Simbirtseva, nauch. Red. N. B. Kirillova. 92–97. (In Russ.).
Prozhiko, G. (2004). Koncepciya realnosti v ekrannom documente [Reality concept in screen document]. Moscow, VGIK. 454 p. (In Russ.).
Smolev, D. D. (2015). Kinematograficheskaya territoriya “postdoc” [“Postdoc” cinematographic space]. Ezhekvartalniy almanakh RATI-GITIS “Teatr. Zhivopis. Kino. Musika”, 4. 101–118. (In Russ.).
Trukhina, A. (2020). “Nasha zhizn – eto poezd…”: pro avtorov I geroev documentalnogo kino [“Our life is a train...”: about the authors and protagonists of documentary films]. Ekaterinburg: Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, 185 p. (In Russ.).
Chugrov, S. (2017). Post-truth: transformatsiya politicheskoy realnosti ili samorazrushenie liberalnoy democratii? [Post-truth: transformation of political reality or self-destruction of liberal democracy?]. Polis. Politicheskiye issledovaniya, 2. 42–59. (In Russ.).
Опубликована
2024-08-22
Как цитировать
КИСЕЛЕВА, Юлия Игоревна. Документальные и художественные методы в современном научном кино. Постдок. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (52), p. 85–95, aug. 2024. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2612>. Дата доступа: 17 sep. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0696-2024-52-2-85-95.
Раздел
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА

Ключевые слова

научно-популярное кино, игровое кино, постдок, лаборатория научного кино, искусственный интеллект, нейронная сеть, документалистика