Формирование символического капитала на примере фестиваля «Зимнее солнце Аркаима»

  • Виктория Сергеевна Котова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация

Данное исследование посвящено изучению процесса формирования символического капитала Аркаима на примере внутригородского события. Автором рассматриваются понятия символического капитала, меморативного ландшафта и «память места». На основе исследования С. И. Симаковой выделены критерии формирования символического капитала Аркаима: 1) известная личность, 2) природные объекты и особенности географии, 3) статусы и бренды территории, 4) символика территории и памятные места, 5) визуальные компоненты территориального пространства, 6) уникальные события культуры и истории. Предложено расширить установленные критерии посредством добавления нового критерия – 7) медиашлейф события. В соответствии с критериями произведен анализ фестиваля «Зимнее солнце Аркаима». В рамках критерия медиашлейфа события рассмотрено 18 материалов в СМИ по запросу «фестиваль Зимнее солнце Аркаима», опубликованных в течение месяца после мероприятия. По тем же параметрам были отобраны 54 публикации на личных страницах пользователей в социальной сети «ВКонтакте». Методом контент-анализа были рассмотрены 11 публикаций СМИ, представленные пресс-релизами и фоторепортажами, и 54 поста в соцсети по выделенным лексемам, отражающие смысл фестиваля, оргкомитет и его географическую принадлежность: «реконструкция», «Аркаим», «Текслер», «древний». Сравнение анализа лексем в текстах СМИ и текстах постов на страницах пользователей показал, что посетители не были заинтересованы на исторической составляющей фестиваля – слово «реконструкция» упомянули 11 % пользователей. 19 % пользователей употребили слово «древний» в контекстах жилища, обряда, образа предков – контекст такой же, как и в текстах СМИ. 31 % посетителей было важно присутствие семьи губернатора Челябинской области Алексея Текслера на мероприятии. Автор приходит к выводу, что данное внутригородское мероприятие, наряду с теми фестивалями, которые проходят непосредственно на территории музея-заповедника, также является эффективным средством развития туризма и формирования символического капитала.


Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)»

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

ассистент кафедры медиапроизводства, лаборант-исследователь кафедры теории медиа, магистрант кафедры медиапроизводства

Литература

Burd'e, P. (2001). Prakticheskiy smysl / per. A. T. Bikbova, K. D. Voznesenskoy, S. N. Zenkina, N. A. Shmatko [Practical meaning / trans. A. T. Bikbova, K. D. Voznesenskaya, S. N. Zenkina, N. A. Shmatko]. Sankt-Peterburg: Aletheia. 562 p. (In Russ.).
Burd'e, P. (1993). Sotsial'noe prostranstvo i simvolicheskaya vlast' / per. V. I. Ivanova [Social space and symbolic power / trans. V. I. Ivanova]. THESIS. Vol. 2, 137–150. (In Russ.).
Vandyshev, M. N., Veselkova, N. V. & Pryamikova, E. V. (2022). Memorativnyy landshaft: kontseptsiya i opyt primeneniya [Memorative landscape: concept and experience of application]. Sotsiologiya vlasti, Т. 34, 1, 69–94. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-69-94. (In Russ.).
Zagidullina, M. V. (2023) Kul'tura nauchnoy populyarizatsii v professional'noy zhurnalistike: mezhdu skandalom i skukoy (na primere arkheologii) [The culture of scientific popularization in professional journalism: between scandal and boredom (using the example of archeology)]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya, 66–67. (In Russ.).
Zubanova, L. B. (2021). Arkheologicheskiy pamyatnik Arkaim v vospriyatii zhiteley Chelyabinska [Archaeological site Arkaim as perceived by residents of Chelyabinsk]. Nauchnye shkoly. Molodezh' v nauke i kul'ture XXI veka, 66–68. (In Russ.).
Zubanova, L. B. (2023). Memorial'naya identichnost': mezhdu mestom pamyati i pamyat'yu mest [Memorial identity: between the place of memory and the memory of places]. Chelyabinskij gumanitarij, 1 (62), 32–38. (In Russ).
Medvedeva, A. R. (2023a). Mediashleyf solntsestoyaniya v sopostavlenii s mediainformirovannost’yu posetiteley Arkaima [Media trail of the solstice in comparison with the media awareness of Arkaim visitors]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 89–95. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95 (In Russ.).
Medvedeva, A. R. (2023b). Tendentsii aktualizatsii nauchno-populyarnogo diskursa ob Arkaime v SMI (2021–2022) [Trends in updating popular science discourse about Arkaim in the media (2021–2022)]. Medialingvistika : Materialy dokladov uchastnikov VII Mezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 242–245. (In Russ.).
Nora, P. (1999). Frantsiya-pamyat' / per. D. Khapaevoy [France-memory / trans. D. Khapaeva]. SPb.: St. Petersburg University Publishing House. 328 p. (In Russ.).
Safonov, A. V. (2021) Formal'no-soderzhatel'naya spetsifika sistemy obrazov v postakh i kommentariyakh na temu arkheologii pablikov sotsial'nykh setey [Formal and content specificity of the system of images in posts and comments on the topic of archeology of public social networks]. Pol'zovatel'skiy kontent v sovremennoy kommunikatsii, 432–435. (In Russ.).
Safonov, A. V. & Topchii, I. V. (2023). Sistema obrazov memorativnogo landshafta arkheologicheskogo pamyatnika Arkaim kak faktor ego populyarizatsii [System of images of the memorative landscape of the archaeological monument Arkaim as a factor of its popularization]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 102–111. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111 (In Russ.)
Simakova, S. I. (2023b). Arkaim kak element simvolicheskogo kapitala Chelyabinskoy oblasti [Arkaim as an element of the symbolic capital of the Chelyabinsk region]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 112–118. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118. (In Russ).
Simakova, S. I. (2023c). Arkaim v kul'turnom kode regiona: rol' massmedia [Arkaim in the cultural code of the region: the role of mass media]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya, 82–83. (In Russ.).
Simakova, S. I. (2023a). Vizualizatsiya kul'turnogo prostranstva v regional'nykh massmedia [Visualization of cultural space in regional mass media]. Medialingvistika : Materialy dokladov uchastnikov VII Mezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 364–367. (In Russ.).
Fedotova, N. G. (2017) Simvolicheskiy kapital Velikogo Novgoroda v diskurse sotsial'nykh media [The symbolic capital of Veliky Novgorod in the discourse of social media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (24), 119–127. (In Russ.).
Опубликована
2024-08-22
Как цитировать
КОТОВА, Виктория Сергеевна. Формирование символического капитала на примере фестиваля «Зимнее солнце Аркаима». Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (52), p. 96–108, aug. 2024. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2613>. Дата доступа: 16 sep. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-96-108.
Раздел
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА

Ключевые слова

символический капитал, Аркаим, медиашлейф, меморативный ландшафт