Фактор адресата медиатекста и речевая тактика создания образа читателя

  • Evgeniya Basovskaya Российский государственный гуманитарный университет

Аннотация

Статья посвящена анализу речевых ходов, используемых журналистами изданий медиахолдинга «Коммерсантъ» в рамках речевой тактики создания образа читателя. Рассмотрены контексты 1999–2000, 2009–2010 и 2019–2020 годов, включающие словосочетание «наши читатели». Установлено, что формируемый журналистами обобщенный образ читателя характеризуется такими качествами, как милосердие, компетентность в различных областях знаний и любознательность. Актуализация позитивных качеств аудитории направлена на решение прагматической задачи – привлечения и сохранения читательского интереса, обеспечение лояльности адресата по отношению к средству массовой информации. В статье отмечается, что с течением времени происходит некоторое снижение активности журналистов в изображении условного «читателя». Автор исследования объясняет это усилением роли реальных читателей в интерактивной медиакоммуникации последнего периода.





DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10422




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

зав. кафедрой медиаречи Института массмедиа и рекламы, профессор, доктор филологических наук

Литература

1. Arutyunova, N. D. (1999). Yazyk i mir cheloveka [Language and the world of man]. Moscow: Languages of Russian culture. 896 p. (In Russ.).
2. Bahtin, M. M. (1986). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Art. 444 p. (In Russ.).
3. Vol'vak, N. P. (2004). Faktor adresata v publichnom argumentiruyushchem diskurse [The addressee factor in public argumentative discourse]. Yuzhno-Sakhalinsk: Sakhalin State University. 168 p. (In Russ.).
4. Vorkachev, S. G. (2001). Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', koncept: stanovlenie antropocentricheskoj paradigmy v yazykoznanii [Linguoculturology, language personality, concept: the formation of an anthropocentric paradigm in linguistics]. Filologicheskie nauki [Philological science], 1. Pp. 64-72. (In Russ.).
5. Gorshkov, A. I. (2001). Russkaya stilistika [Russian stylistics]. Moscow: Astrel, AST. 367 p. (In Russ.).
6. Gubareva, T. Yu. (1996). Faktor adresata pis'mennogo teksta [The addressee factor of the written text]. Moscow: Dialog-MGU. 136 p. (In Russ.).
7. Duskaeva, L. R. (2019). Vektory praksiologicheskogo analiza v medialingvistike [Vectors praxiological analyses in media linguistics]. Medialingvistika [Media inguistics], 6. Pp. 4–18. (In Russ.).
8. Issers, O. S. (2003). Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi [Communication strategies and tactics of Russian speech]. Moscow: URSS. 284 p. (In Russ.).
9. Kaminskaya, T. L. (2008). Struktura kategorii «obraz adresata massovoj kommunikacii» [Structure of the category" image of the recipient of mass communication»]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 12. Pp. 51-59. (In Russ.).
10. Kovtun, K. V. (2008). Dialogizaciya publicisticheskogo monologa kak modelirovanie interaktivnoj kommunikacii mezhdu avtorom i adresatom [Dialogization of a publicistic monologue as a simulation of interactive communication between the author and the recipient]. Vestnik Luganskogo Nacional'nogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Luhansk National pedagogical University], 10. Pp. 64-71. (In Russ.).
11. Kostyashina, E. A. (2012). Eksplikaciya cennostnoj kartiny mira v kommunikativnoj modeli «avtor-adresat» (na materiale glyancevyh zhurnalov) [Explication of the value picture of the world in the communicative model "author-addressee" (based on the material of glossy magazines)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art criticism], 4. Pp. 23-31. (In Russ.).
12. Prom, N. A. (2020). Tipy adresata v mediadiskurse [Types of addressee in the media discourse]. Medialingvistika [Media inguistics], 7, 1. Pp. 95-103. (In Russ.).
13. Sternin, I. A. (2004). Faktor adresata v rechevom vozdejstvii [The factor of the addressee in the speech impact]. Vestnik VGU. Filologiya. Zhurnalistika [Bulletin of the Voronezh State University. Philology. Journalism], 1. Pp. 171-178. (In Russ.).
14. Aijón Oliva, M. A. (2020). It can be us or you. The desubjectification of viewpoint through person choice in Spanish oral and written media discourse. Journal of Pragmatics. V. 163, Pp. 4-17.
15. Verdonk, P. Stylistics. Oxford University Press, 2002. 124 p.
Опубликована
2020-12-07
Как цитировать
BASOVSKAYA, Evgeniya. Фактор адресата медиатекста и речевая тактика создания образа читателя. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (38), p. 196-203, dec. 2020. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/362>. Дата доступа: 08 sep. 2024
Раздел
РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ МЕДИАДИСКУРСА

Ключевые слова

медиакоммуникация, аудитория СМИ, адресат, образ читателя, речевая тактика, речевой ход