Журналистское образование в условиях конвергенции профессий
Аннотация
Современный, активно развивающийся медиарынок потребовал новых специалистов и, соответственно, пересмотра концепции вузовского образования, принципов формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Главная цель таких изменений – подготовка конкурентоспособного выпускника, разбирающегося в основных тенденциях, особенностях функционирования традиционных и новых медиа, понимающего специфику и перспективы их развития, быстро реагирующего на вызовы XXI века, связанные с трансформацией профессиональных задач. Конвергенция как универсальная тенденция коснулась и таких профессий, как журналист и специалист по связям с общественностью. Развитие PR-коммуникаций, формирование новых типов СМИ и новых видов текста позволяет говорить о размывании границ между этими видами профессиональной деятельности, об их сближении и взаимодействии. Данная ситуация во многом обусловлена историческим развитием и традициями российских СМИ и журналистики: господство на протяжении многих десятилетий идеологической и пропагандистской функций, особое отношение к факту в отечественной публицистике, доминирование авторской позиции в разных видах медиатекста. Конвергенция профессий связана с формированием новых типов периодических изданий, с появлением новых информационных каналов и медиаплатформ, с развитием новых направлений – бренд-журналистика, трэвел-журналистика, потребительская журналистика и т.п.
Скачивания
Литература
2. Vartanova, E. L. (2016) O neobkhodimosti vykhoda teorii zhurnalistiki na novyy etap razvitiya [=On the need for the theory of journalism to enter a new stage of development], in: Aktual'nye problemy mediaissledovaniy – 2016 [=Actual problems of media research – 2016], Moscow, pp. 44–48. (In Russ.).
3. Vitkovskaya, N. G. (2017) Ponyatie korporativnykh SMI i osnovnye podkhody k ikh sistematizatsii [=The concept of corporate media and the main approaches to their organization], in: Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [=Bulletin of the Volzhsky University. V. N. Tatishcheva], No. 3, Vol. 2, pp. 31–39. (In Russ.).
4. Vyrovtseva, E. V. (2014) Avtorskiy zhanr v sovremennykh rossiyskikh SMI [Author's genre in contemporary Russian media], in: Zhanry SMI: istoriya, teoriya, praktika [=Genres of Media: History, Theory, Practice], Samara, pp. 34–45. (In Russ.).
5. Gromov, V. I. (2017) Los' na TETs i drugie zadachki dlya budushchikh top-menedzherov [=Los on CHP and other tasks for future top managers], Samara, 160 p. (In Russ.).
6. Gromov, V. I. (2015) Na energeticheskom fronte. Trud i byt kuybyshevskikh energetikov vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny [=On the energy front. Labor and Life of Kuibyshev Power Engineers during the Great Patriotic War], Samara, 128 p. (In Russ.).
7. Igraev, B. A. (2011) Korporativnye izdaniya: tipologicheskie i profil'nye osobennosti [= Corporate publications: typological and profile features], in: Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [=News of Tula State University. Humanitarian sciences], No. 3, pp.192–202. (In Russ.).
8. Kirshin, B. N. (2015) Zhurnalistika i PR: neodolimaya garmoniya [=Journalism and PR: invincible harmony], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta: nauchnyy zhurnal. Filologiya. Iskusstvovedenie [=Bulletin of the Chelyabinsk State University: a scientific journal. Philology. History of Art], No. 5 (360), Vyp. 94, pp. 25–28. (In Russ.).
9. Konets zhurnalizma. Version 2.0. Industriya, tekhnologiya i politika (2016) [=The end of journalism. Version 2.0. Industry, technology and politics], 308 p. (In Russ.).
10. Korporativnaya pressa v Rossii: issledovanie rynka [=Corporate press in Russia: market research], in: Fabrika Zhurnalov [=Magazine Factory], available at: http://www.facmag.ru/2010/11/12/ korporativnaya-pressa-v-rossii-issledovanie-rynka, accessed 02.05.2018. (In Russ.).
11. Kohanov, E. F. (2006) PR i zhurnalistika: obshhee i razlichnoe [=PR and journalism: general and various], in: Vestnik VGU. Serija : Filologija. Zhurnalistika [=Bulletin of the VSU. Series: Philology. Journalism], No. 2, pp. 11–18 (In Russ.).
12. Krasavina, A. V. (2017) Storitelling kak zhurnalistskaya distsiplina: problemy i perspektivy prepodavaniya [=Storytelling as Journalistic Discipline: Problems and Perspectives of Teaching], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: The Problem Field of Media Education], No. 4 (26), pp. 133–137 (In Russ.).
13. Miroshnichenko, A. (2008) Zhurnalistika brendov [=Branding Journalism], available at: http:// os.colta.ru/media/projects/19888/details/21686?expand=yes#expand, accessed 02.05.2018. (In Russ.).
14. Nigmatullina, K. (2018) Novaya logika obucheniya zhurnalistov dlya tsifrovoy sredy [=New logic of training journalists for the digital environment], in: Mul'timediynaya zhurnalistika [=Multimedia Journalism], Minsk, pp. 202–205 (In Russ.).
15. Pervoprokhodtsy. Galina Timchenko i De'myan Kudryavtsev [=Pioneers. Galina Timchenko and Demian Kudryavtsev], available at: http://open-lib.ru/dialogues/kudryavtsevtimchen, accessed 02.05.2018. (In Russ.).
16. Slovar' novykh media (2016) [=Dictionary of New Media], available at: http://mediatoolbox.ru/ dictionary/, accessed 02.05.2018. (In Russ.).
17. Solov'ev, A. (2018) Postzhurnalistika i problema faktchekinga [=Postjournalism and the fact of factchecking], in: Mul'timediynaya zhurnalistika [=Multimedia Journalism], Minsk, pp. 109–112 (In Russ.).
18. Khaburzaniya, E. Storitelling kak instrument PR [=Storytelling as a PR tool], available at: https:// ru.pinterest.com/pin/419397784020701722/, accessed 02.05.2018. (In Russ.).