Медийный образ школы в последние годы существования СССР

  • Alexander Fedorov Ростовский государственный экономический университет
  • Anastasia Levitskaya Таганрогский институт управления и экономики

Аннотация

Аудиовизуальные медиатексты эпохи «перестройки» (1986-1991) на школьную тему показывали, что: образовательный/воспитательный процесс утратил прежние строгие сюжетные рамки и во многом лишился коммунистических ориентиров; у школы есть острые проблемные зоны (кризис, разочарование и усталость, профессиональное «выгорание» педагогов; косность, лицемерие, ложь;бюрократизм и авторитарность; прагматичный цинизм учащихся; подростковая жестокость, сексуальность и пр.); барьеры в отношениях педагогов и учащихся стали более еще более хрупкими (панибратство, сексуальные связи, или их провоцирование); престиж педагогической профессии в глазах учащихся и общественности упал еще более низко;на первый план, в соответствии с реальным положением дел, стали выходить образы педагогов-женщин (часто одиноких, неустроенных); основные конфликты сюжетов строились на противостоянии неординарных педагогов и учащихся с косностью, бюрократизмом, серостью начальства / коллег / коллектива; на конфликтах между самими учащимися.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

Доктор педагогических наук, профессор

##submission.authorWithAffiliation##

Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по на-учной работе

Литература

1. Anninsky, L. A. (2006) Pozdnie slezy [= Late tears], Moscow, Eisenstein-Center, VGIK, 432 p. (In Russ.).
2. Arcus, L. (2010) Prikluchenia beloy vorony: evolutsia skolnogo filma v sovetskov kino [=Adventures of a white crow: evolution of a “school film” in Soviet cinema], in: Seans [=Séance], June, 2, available at: http://seance.ru/blog/whitecrow/, accessed 01.03.2018. (In Russ.).
3. Aronson, O. V. (2007) Kommunikativnyi imidg: kino, literatura, filosofia [=Communicative image. Cinema. Literature. Philosophy], Moscow, New literary review, 384 p. (In Russ.).
4. Aronson, O. V. (2003) Metakino [=Metacinema], Moscow, Ad Marginem, 264 p. (In Russ.).
5. Belyaeva, G. A. and Mikhaylin, V. Y. (2015) Sovetskoe shkolnoe kino: rojdenie ganra [=Soviet school cinema: the birth of the genre], in: Ostrova utopii: pedagogicheskoye i sotsial'noye proyektirovaniye poslevoyennoy shkoly (1940‒1990-ye) [=Islands of Utopia: the pedagogical and social design of the post-war school (1940s–1990s)], Moscow, New Literature Review, pp. 549–596. (In Russ.).
6. Gerber A. E. (1989) Sbilis my, chto delat nam? [=We lost track of what to do to us!], in: Sovetskiy ekran [=Soviet Screen], No. 15, pp. 6–7, 10. (In Russ.).
7. Zorkaya, N. M. (1989) Svoboda – est, radosti – netu [=Freedom - yes. Joy – no], in: Sovetskiy ekran [=Soviet Screen], No. 8, pp. 14–15. (In Russ.).
8. Razzakov, F. I. (2013) Industria predatelstva, ili kino, vzorvashee SSSR [=The industry of betrayal, or Cinema, which blew up the USSR], Moscow, Algorithm, 416 p. (In Russ.).
9. Romanenko, A. R. (1989) Oni I my [=They and we], in: Ekran [=Screen], Moscow, Art, pp. 43–48. (In Russ.).
10. Sumenov, N. M. (1989) Oni i my [=They and we], Moscow, Knowledge, 56 p. (In Russ.).
11. Fedorov, A. V., Levitskaya, A. A. and Gorbatkova, O. I. (2017) Shkola i vuz v zerkale audiovisualnyh mediatextov: osnovnye podhody k probleme issledovania [=School and university in the mirror of audiovisual media texts: basic approaches to the research problem], in: Mediaobrazovaniye [=Media Education], No. 2, pp. 187–206. (In Russ.).
12. Khrenov, N. A. (2006) Kino: reabilitacia arhipetipiceskoy realnosti [=Cinema: rehabilitating the archetypal reality], Moscow, Agraf, 704 p. (In Russ.).
13. Khrenov, N. A. (2008) Obrazy velikogo razryva [=Images of a great gap], Мoscow, Progress- Traditsiya, 536 p. (In Russ.).
14. Shipulina, N. B. (2010) Obraz uchitelya v sovetskov i sovremennom rossiyskom kinematogrfe [=The image of a teacher in Soviet and modern Russian cinema], in: Izvestiya VGPU [=Izvestia VSPU], No. 8 (52), pp. 4–16. (In Russ.).
15. Eco, U. (1998) Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedeniye v semiologiyu [=Lack of Structure. Introduction to Semiology], St. Petersburg, Petropolis, 432 p. (In Russ.).
16. Eco, U. (2005) Rol' chitatelya. Issledovaniya po semiotike teksta [=The role of the reader. Studies on the semiotics of the text], St. Petersburg, Petropolis, 502 p. (In Russ.).
17. Bazalgette, C. (1995) Key Aspects of Media Education, Moscow, Association for Film Education.
18. Potter, W. J. (2001) Media Literacy. Thousand Oaks, London, Sage Publication, 423 p.
19. Silverblatt, A. (2001) Media Literacy. Westport, Connecticut, London, Praeger, 449 p.
Опубликована
2018-07-18
Как цитировать
FEDOROV, Alexander; LEVITSKAYA, Anastasia. Медийный образ школы в последние годы существования СССР. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (29), p. 33-42, july 2018. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/48>. Дата доступа: 05 feb. 2025
Раздел
МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова

медиатекст
фильм
СССР
перестройка
школьник
учитель
кинематограф