Журналистика: от чего зависит доверие тем, кто ей служит

  • Boris Lozovsky Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Аннотация




Статья содержит анализ факторов доверия к журналистам и журналистике как социаль- ному институту. Результатом аналитического исследования явилось понимание, что доверие не равно вниманию и интересу аудитории, не сводится к рейтингу, «кликабельности», тиражу. Это не синоним согласия с тем, что произносят журналисты.


На основе результатов работы фокус-группы и анализа интервью с профессиональными журналистами выявлены факторы недоверия: «отсутствие изменений после выступлений журналистов», «заинтересованность» журналиста или «заказной» характер публикаций, не- гативный опыт контактов с журналистами, неудовлетворительный контент, зависимость от владельца, отсутствие у аудитории необходимого уровня медиаграмотности, отсутствие цеховой солидарности, «выхолощенность» повестки дня. К факторам доверия отнесены: об- ращения за помощью и репутация журналистов и СМИ, представление всех точек зрения, про- зрачность и честность, отсутствие радикального подхода к освещению негативных явлений и фактов, обратная связь и наличие определенного уровня медиаграмотности аудитории.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры периодической печати и сетевых изданий, директор департамента «Факультет журналистики»

Литература

1. Bogdanov, V. L. Formula doveriya [=The formula of trust], available at: http://www.ruj. ru/2010/101210, accessed 06.08.2017. (In Russ.).
2. Botsman, R. (2017) Mir sdelal pryzhok doveriya [=Mir made a leap of trust], in: Kot Shredingera [=Shroedinger `s cat], Moscow, Issue 6, p. 36 (In Russ.).
3. Borisevich, P. Umeyte smeyat'sya nad soboy. Valentina Gofenberg – o bloge v Telegram i ugrozakh v svoy adres [=Know how to laugh at yourself. Valentina Gofenberg − about the blog in Telegram and threats to its address], available at: http://ekb.dk.ru/news/umeyte-smeyatsya-nad-soboy-valentina- gofenberg-o-bloge-v-telegram-237093366, accessed: 12.08.2017. (In Russ.).
4. Venediktov, A. (2018) Doveriye vygodno, pravda prodayetsya [=Trust is beneficial, the truth is sold], in: MK RU Ulan-Ude [=MK RU Ulan-Ude], August 7. (In Russ.).
5. Demokratiya v Rossii: ustanovki naseleniya Svodnyy analiticheskiy otchet (2015) [=Democracy in: the population. Summary analytical report], Moscow, Levada-Tsentr, p. 43 (In Russ.).
6. Yermolin, Ye. A. (2013) Global'nyy krizis doveriya i perspektivy aktual'noy zhurnalistiki [=Global Crisis of Trust and the Perspectives of Current Journalism], in: Sovremennyye media: protsessy i konteksty: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Modern Media: Processes and Contexts: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference], Yaroslavl, pp. 13–16. (In Russ.).
7. Kazakov, Yu. V. (2001) Na puti k professional'no pravil'nomu. Rossiyskiy media-etos kak territoriya poiska [=On the way to the professionally correct. Russian media ethos as a search territory], Moscow, Center for Applied Ethic, 656 p. (In Russ.).
8. Kazakov, Yu. V. (2017) Propaganda, doveriye i tochka nevozvrata [=Propaganda, trust and point of no return], in: Zhurnalist [=Journalist], Vol. 4. (In Russ.).
9. Korochenskiy, A. P. (2006) Istochniki krizisa doveriya. Glavnyye prichiny nedoveriya k SMI [=Sources of the crisis of confidence. The main reasons for distrust of the media], in: Zhurnalistika i mediarynok [=Journalism and Media Market], Vol. 12. (In Russ.).
10. Kozhemyakin, Ye. A. and Krasikova, T. R. (2012) Doveriye studencheskoy auditorii i professional'nogo mediynogo soobshchestva k razlichnym tipam mediatekstov: sravnitel'nyy analiz [=Trust of a student audience and professional media community to different types of media texts: comparative analysis], in: Kul'tura i tekst [=Culture and text], Issue 1, pp. 34–43. (In Russ.).
11. Kudiy, G. (2018) Novaya valyuta – doveriye chitateley [=New currency – trust of readers], in: Zhurnalist [=Journalist], Issue 3, pp. 43 (In Russ.).
12. Luman, N. (2012) Real'nost' massmedia [=Reality of the Mass Media], Moscow, 240 p. (In Russ.).
13. Naseleniye o sredstvakh massovoy informatsii: problemy vospriyatiya i doveriya [=The population of the mass media: the problems of perception and trust], available at: https://vuzlit.ru/107596/naselenie_ sredstvah_massovoy_informatsii_problemy_vospriyatiya_doveriya, accessed 12.08.2017. (In Russ.).
14. Nastol'naya kniga po mediynomu samoregulirovaniyu. Kollegiya kak resursnyy tsentr: pervyy opyt raboty v novom formate (2017) [=Handbook on media self-regulation. The College as a resource center: the first experience in a new format], Vol. 7, Moscow, 412 p. (In Russ.).
15. Nenasheva, A. V. Zhurnalistika i doveriye na sovremennom etape razvitiya [=Journalism and trust at the present stage of development], available at: http://human.snauka.ru/2014/12/8532, accessed 16.08.2017. (In Russ.).
16. Rassadina, T. A. (2012) Doveriye k sredstvam massovoy informatsii v usloviyakh «obshchestva riska» (na primere rossiyskikh provintsial'nykh gorodov) [=Trust in the mass media in the conditions of a “risk society” (on the example of Russian provincial cities)], in: Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennyye nauki [=Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. The Volga region. Social Sciences], No. 1, pp. 61–70. (In Russ.).
17. Strovskiy, D. L. (2006) Sotsial'naya znachimost' informatsii kak faktor doveriya k zhurnalistike [=Social significance of information as a factor of confidence in journalism], in: Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [=Izvestiya Ural State University], No. 40, pp. 73–85. (In Russ.).
18. Sungorkin, V. Doveriye k zhurnalistike padayet [=Confidence in journalism is falling], available at: https://www.youtube.com/watch?v=Sqfr5CcLHCs, accessed 16.08.2017. (In Russ.).
19. Kholidey, R. (2013) Ver'te mne. YA lgu! Otkroveniya mediamanipulyatora [=Believe me. I lie! Revelations of the media manipulator], Moscow, 412 p. (In Russ.).
20. Khorol'skiy, V. V. (2012) Doveriye k SMI kak universal'naya tsennost' (zapadnyy i rossiyskiy opyt) [=Confidence in the media as a universal value (Western and Russian experience)], in: Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [=Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism], No. 41, pp. 246–249. (In Russ.).
21. Khosking, Dzh. (2016) Doveriye: Istoriya [=Trust: Story], Moscow, 296 p. (In Russ.).
22. Shkulev, V. My formiruyem media-doveriye [=We form media trust], available at: https:// www.znak.com/2017-03-17/prezident_hearst_shkulev_publishing_viktor_shkulev_o_buduchem_ rossiyskih_media, accessed 16.08.2017. (In Russ.).
Опубликована
2018-08-30
Как цитировать
LOZOVSKY, Boris. Журналистика: от чего зависит доверие тем, кто ей служит. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (29), p. 174-183, aug. 2018. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/61>. Дата доступа: 28 apr. 2024
Раздел
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

Ключевые слова

доверие
кризис доверия
профессиональные ценности
аудитория
репутация
обратная связь