МЕНТАЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА ТЕРРИТОРИИ В ПРАКТИКАХ ГЕОБРЕНДИНГА (НА ПРИМЕРЕ Г. КАЛИНИНГРАДА)

  • Михаил Владимирович Берендеев Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Россия
  • Татьяна Витальевна Белецкая Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Россия http://orcid.org/0000-0002-9446-971X

Аннотация

В статье анализируются результаты социологического исследования с применением метода ментальных карт, в ходе которого были выявлены основные аспекты символического восприятия жителями образа городской среды Калининграда, оказывающие влияние на ее успешное проектирование, развитие и продвижение. Делается вывод о перспективах дальнейшего применения проекционных методик в изучении символического капитала территории и территориальной идентичности.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00442 в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат социологических наук, доцент Института гуманитарных наук

##submission.authorWithAffiliation##

старший преподаватель Института гуманитарных наук

Литература

1. Bourdieu, P. (1993). Sotsiologiya politiki [Sociology of politics]. Moscow: Socio-Logos. 336 p. (in Russ.).
2. Vandyshev, M. N., Veselkova, N. V. & Pryamikova, E. V. (2013) Mesta pamyati i simvolicheskii kapital territorii v mental'nykh kartakh gorozhan [Les lieux de mémoire and symbolic capital of territories in mental maps of town-dwellers]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], t. 16, 3, pp. 101–111. (in Russ.).
3. Veselkova, N. V. (2010). Mental'nye karty goroda: voprosy metodologii i metody ispol'zovaniya. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie [Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling], 31, pp. 5–29. (in Russ.).
4. Gorodskaya povestka. Opros zhitelei gorodskogo okruga g. Kaliningrad (seriya ulichnykh interv'yu, 100 interv'yu). Po zakazu GAU «Tsentr sotsial'noi reklamy i informatsionnykh tekhnologiI» (2018). [City agenda. Survey of residents of the urban district of Kaliningrad (series of street interviews, 100 interviews). Commissioned by the State Autonomous Institution "Center for Social Advertising and Information Technologies"]. Kaliningradskaya monitoringovaya gruppa [Kaliningrad Monitoring Group], available at: http://kmgroup.ru/downloads/povestka-2018_2.pdf (accessed: 10.05.202). (in Russ.).
5. Danilova, E. V., Val'shin, R. M. & Burova, V. A. (2017). Mental'naya karta kak instrument issledovaniya gorodskogo prostranstva [Mental map as a tool for the study of urban space]. Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Gradostroitel'stvo [Traditions and innovations in construction and architecture. Urban planning]. Samarskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, pp. 104–108. (in Russ.).
6. Dinni, K. (2017). Brending territorii. Luchshie mirovye praktiki [Branding territories. The best world practices]. Litres. 380 p. (in Russ.).
7. Zhigal'tsova, T. V. (2017). Detskie risunki goroda: osobennosti izobrazheniya i vospriyatiya [Children's drawings of the city: features of the image and perception]. Razvitie Severo-Arkticheskogo regiona: problemy i resheniya [Development of the North-Arctic region: problems and solutions], pp. 15–18. (in Russ.).
8. Craig, G. & Baucum, D. (2005). Psikhologiya razvitiya [Human Development]. 9-e izd. SPb. [i dr.]: Piter. 939 p. (in Russ.).
9. Lynch, K. (1982) Obraz goroda [The Image of the City]. Moscow. Stroiizdat. 328 p. (in Russ.).
10. Meshcheryakov, T. V. (2008). Brend territorii kak simvolicheskii capital. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 8, pp. 61–69. (in Russ.).
11. Nora, P. (1999). Frantsiya-pamyat' [Realms of Memory]. SPb. Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta. 328 p. (in Russ.).
12. Pluzhenskaya, L. V. (2016). Intertekstual'nost' v informatsionno-vizual'nom ryade gorodskoi sredy [Intertextuality in Informative Visual Imagery of Urban Environment]. Verkhnevolzhskii filologicheskii vestnik [Verkhnevolzhsky Philological Bulletin], 1, pp. 75–80. (in Russ.).
13. Radina, N. K. (2017). Gorod kak fabrika strakha i riska: detskii vzglyad na gorodskoe prostranstvo [The city as a factory of fear and risk: children's judgments about the urban space]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], T. 8, № 2, pp. 131–145. (in Russ.).
14. Toffler, A. (2003). Metamorfozy vlasti [Metamorphoses of Power] Moscow. OOO «Izdatel'stvo ACT», 2003. 669 p. (in Russ.).
15. Fedotova, N. G. (2015). Territorial'naya identichnost' kak simvolicheskii resurs regiona [Territorial Identity as A Symbolic Resource of Region]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo [Vestnik of Novgorod State University], 7 (90), pp. 105–108. (in Russ.).
16. Filipova, A. G. (2017). Ot obshchestvennykh prostranstv k «svoim» mestam v gorode (po materialam detskikh gorodskikh kart) [From Public Spaces to "The Own" Places in The City (on Materials of Children''s City Maps)]. Nauchnyi zhurnal Diskurs, 12, pp. 204–213. (in Russ.).
17. Aiello, G. & Thurlow, C. (2006). Symbolic capitals: Visual discourse and intercultural exchange in the European Capital of Culture scheme. Language and intercultural communication, T. 6, 2, pp. 148–162.
18. Anholt, S. (2005) Three interlinking concepts: Intellectual property, nation branding and economic development. WIPO International Seminar on Intellectual Property and Development. Geneva, pp. 2–3.
Опубликована
2021-11-23
Как цитировать
БЕРЕНДЕЕВ, Михаил Владимирович; БЕЛЕЦКАЯ, Татьяна Витальевна. МЕНТАЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА ТЕРРИТОРИИ В ПРАКТИКАХ ГЕОБРЕНДИНГА (НА ПРИМЕРЕ Г. КАЛИНИНГРАДА). Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (42), p. 7-19, nov. 2021. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/709>. Дата доступа: 03 jan. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10401.
Раздел
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, PR, БРЕНДИНГ, МЕДИА

Ключевые слова

символический капитал, ментальные карты, территориальная идентичность, геобрендинг, калининградский регион