Агрессия и ее медиавоздействие на аудиторию эфирного телевидения

  • Diana Bakeeva Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Аннотация

В статье освещается проблема медиавлияния современного российского телевидения на развитие личности как молодежи, так и детей: их ценностные установки, которые приводят к изменению структуры психики и формированию нового психотипа человека (и детской ментальности). Цель исследования заключается в выявлении посредством мнения аудитории степени влияния агрессивного начала в телевизионных передачах. В качестве материала исследования выступили результаты просмотренного вербально-визуального контента передач центрального и регионального телевидения (n=52 передачи, вышедшие в эфир с 10 января по 28 октября 2018 года). Также был проведен социологический опрос студенческой аудитории (n=60 чел.). Было выявлено, что медиа навязывают определенные стереотипы, транслируемый контент зачастую содержит негативно-окрашенную лексику, отрицательную оценочность в суждениях, враждебность, конфликтность, поэтому в русле новой парадигмы мышления медиапсихологии и психологии массовых коммуникаций возникает теория и практика сопротивления манипуляции. По итогам исследования были описаны и выявлены основные проблемы агрессивного ТВ-воздействия на аудиторию, подготовлен бланк телевизионного наблюдения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

Кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики филологического факультета

Литература

1. “Antisemeinaya propaganda, kotoruyu ne zamechayut” [=Anti-family propaganda, which is not noticed], in: Proyekt «Nauchi khoroshemu» [=Project “Teach good”], available at: https://whatisgood.ru/theory/media/antisemeynaya-propaganda-kotoruyu-ne-zamechayut, accessed 09.06.2018 (in Russ.).
2. Berger, A. (2005), Videt' – znachit verit'. Vvedenie v zritel'nuyu kommunikatsiyu [=To see is to believe. Introduction to visual communication], Moscow, 288 p. (in Russ.).
3. Winterhoff-Shpurk, P. (2007), Mediapsihologiya. Osnovny printsipi [=Mediapsihologiya. Basic principles], Kharkov, 228 p. (in Russ.).
4. Dementyeva К. V. (2017), Aktual'nie problemi sovremennosti i zhurnalistika [=Actual problems of modernity and journalism], Saransk, 212 p. (in Russ.).
5. Drozdov, A. Yu. (2001), “Agressivnoe” televidenie: sotsialno-psihologicheskii analiz fenomena [= “Aggressive” television: a socio-psychological analysis of the phenomenon], in: Federal'nyy obrazovatel'nyy portal [=Federal Educational Portal], available at: http://ecsocman.hse.ru/data/568/841/1231/009Drozdov.pdf accessed 01.06.2018. (in Russ.).
6. Dukin, R. A. (2015), “Informatsionnaya aktivnost' regiona v mediaprostranstve” [=Information activity of the region in the media space], in: Regionology, No. 3 (92). pp. 94–101. (in Russ.).
7. Enikolopov, S. N. (2015), Agressia v obidennoy zhizni [=Aggression in everyday life], Moscow, 493 p. (in Russ.).
8. Zhizhina, M. V. (2008), Osnovy mediapsihologiya [=Basics of media psychology], Saratov, 50 p. (in Russ.).
9. Ilchenko, S. N. (2006), Sovremennye audiovizual'nye SMI: novie zhanry i formy veschaniya [=Modern audiovisual mass media: new genres and forms of broadcasting], St. Petersburg, 187 р. (in Russ.).
10. Morozova, A. A. (2013) Osobennosti i perspektivy povysheniya mediagramotnosti studentov vuzov neprofil'nykh (nezhurnalistskikh) fakul'tetov. Innovatsii v sisteme vysshego obrazovaniya [=Peculiarities and prospects for increasing the media literacy of university students in non-profile (non-journalistic) faculties. Innovations in the system of higher education], in: materialy IV Vseros. nauch.-metod. konf. [=materials IV Vseros. scientific-method. Conf.], pp. 34–37. (In Russ.).
11. Oleshko, V. F. (2014), Psihologiay zhurnalistiki [=Psychology of Journalism], Ekaterinburg, 476 p. (in Russ.).
12. Pronina, E. E. “Psihologicheskie problem sovremennoy zhurnalistiki” [=Psychological problems of modern journalism], in: Materialy sektsii «Mediapsikhologiya» Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Zhurnalistika v 2000 godu: Realii i prognozy razvitiya» [=Materials of the section "Mediapsychology" of the International scientific and practical conference "Journalism in 2000: Realities and development forecasts”], Moscow available at: http://evartist.narod.ru/text7/39.htm, accessed 01.06.2018. (in Russ.).
13. Rudenko, A. M. (2017), Psihologiya massovyh kommunikatsiy [=Psychology of Mass Communications], Moscow, 303 p. (in Russ.).
14. Chernykh, N. A. (2014), “Vliyanie televideniya i internet na lichnostnoe razvitie rebenka” [=The influence of television and the Internet on the personal development of a teenager], in: Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova [=Vestnik KSU named by N. A. Nekrasov], Volume 20, рр. 120-122. (in Russ.).
15. Shesterina, A. M. (2010), Psihologiay zhurnalistiki [=Psychology of Journalism], available at: http://textarchive.ru/c-1612552-pall.html, accessed 16.06.2018. (in Russ.).
16. Eksperty sostavili reiting samyh populiarnyh TV-programm yhodyaschego goda [=Experts compiled the rating of the most popular TV programs of the past year]: The official site of the TV and radio company "The Fifth Channel", available at: https://www.5-tv.ru/news/174513/, accessed 01.06.2018. (in Russ.).
17. Baran, S. (2002), Introduction to Mass Communication, Boston-New York: McGraw Hill, 535 p.
Опубликована
2018-12-27
Как цитировать
BAKEEVA, Diana. Агрессия и ее медиавоздействие на аудиторию эфирного телевидения. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (30), p. 144-156, dec. 2018. ISSN 2070-0695. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/82>. Дата доступа: 25 feb. 2024
Раздел
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

Ключевые слова

агрессия
инфотейнмент
коммуникативная открытость
медиавоздействие
медиакультура
медиаразвлечение
общение
стратегии поведения в конфликте
телевидение
эмоции
эмпатия