КОМПЕТЕНЦИИ ИТ‑СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

  • Юлия Олеговна Климова Вологодский научный центр РАН

Аннотация

В условиях формирования и развития цифровой экономики возрастает сложность профессиональных задач, в связи с чем необходимо уже заранее понимать, какими компетенциями должен обладать спе­циалист, чтобы быть востребованным в «новом» мире. Цель исследования состоит в изучении основ­ных компетенций ИТ‑специалистов в условиях перехода к цифровой экономике. В статье рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия «компетенция» и «компетентность», проанализированы отечественные и зарубежные рамки компетенций, которыми должны обладать ИТ‑специалисты в условиях формирования и развития цифровой экономики. На основании ФГОС проведен анализ соответствия между необходимыми (требуемыми) и фактическими компетенциями.


 


DOI https://doi.org/10.47475/1994-2796-2020-11002

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Van Laar E., van Deursen A. J., van Dijk J. A., de Haan J. The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review // Computers in human behavior. 2017. № 72. P. 577—588.
2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эй¬дос: интернет-журн. 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения 09.06.2020).
3. Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема // Ак-туальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (Уфа, июль 2012 г.). Уфа, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2556/ (дата обращения 28.09.2020).
4. Бойко Т. В. Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря») // Молодой ученый. 2019. № 44 (282). С. 324—327.
5. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Пе-дагогика. 2003. № 10. С. 8—14.
6. Бояркина В. В. Формирование общекультурных компетенций у будущих менеджеров в воспита¬тельной работе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2014.
7. Бунтова Е. В. Методология создания учебного курса программы магистратуры в условиях цифровой экономики // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педа-гогические науки. 2019. № 1 (41). С. 20—36.
8. Денищева Л. О., Глазков Ю. А., Краснянская К. А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике // Математика в школе. 2008. № 6. С. 19—30.
9. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3 (33). С. 27—40.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7—14.
11. Климова Ю. О. Анализ кадровой обеспеченности отрасли информационных технологий на федераль¬ном и региональном уровнях // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2020. № 1. С. 126—139.
12. Луговая А. В., Дмитриев Е. В. Профессиональная готовность и профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18830 (дата обращения 28.09.2020).
13. Лошкрева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. URL: http://arzumanyan.com.ru/files/2017/wsdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения 19.06.2020).
14. Мироненко Е. С. Компетенции XXI века VS образование XXI века // Вопросы территориального развития. 2019. № 2 (47). С. 1—15.
15. Надвоцкая В. В. Научное обоснование формирования профессиональной культуры будущих спе-циалистов // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1 (70). С. 38—43.
16. Носкова Е. Выхожу талант искать. Цифровые компетенции нужны не только в ИТ сфере // Рос¬сийская газета. 2018. № 120. URL: https://rg.ru/2018/06/04/cifrovye-kompetencii-nuzhny-ne-tolko-v-it-sfere. html (дата обращения 09.06.2020).
17. Образование в XXI веке. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании: сб. науч. тр. / под ред. В. П. Симонова. М.: Междунар. пед. академия, 2009. 128 с.
18. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” от 24 янв. 2020 г. № 41. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/bf56 d851191e2ef3ee5c8fc5f144570e9409cc17/ (дата обращения 18.06.2020).
19. Смородинова М. В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компе-тенция» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа, 2013. С. 16—18.
20. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов У59 к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.
21. Хуторский А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как ха-рактеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С. 1—31.
22. Чамина О. Г. Развитие цифровых компетенций и навыков у бакалавров лингвистики (на примере массовых открытых онлайн-курсов) // The scientific heritage. 2020. № 44-4 (44). С. 43—45.
23. Черепанова Л. В. Методическая готовность учителя к оценке квалификаций в условиях компетентностной парадигмы современного образования // Ученые записки ЗабГГПУ. 2011. № 6. С. 50—58.
24. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996. 160 с.
25. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение / Г. И. Абдрахманова, К. О. Виш-невский, Л. М. Гохберг [и др.]; науч. ред. Л. М. Гохберг. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.
26. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. Учащаяся и работающая молодежь: трансформационный переход от конкурентоориентированности к конкурентоспособности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 5. С. 231—246.
Опубликована
2022-07-13
Как цитировать
КЛИМОВА, Юлия Олеговна. КОМПЕТЕНЦИИ ИТ‑СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 10(444), p. 10-20, july 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1325>. Дата доступа: 08 sep. 2024

Ключевые слова

цифровая экономика, ИТ отрасль, информационные технологии, профессиональные компетенции, подготовка кадров