К ВОПРОСУ О КИНОКУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НОВОЙ ОТРАСЛИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: ПРОЕКЦИИ И ВЗАИМОСВЯЗИ

Аннотация

Кинокультурология призвана изучать слово в современном кинематографе. Она является составной частью культурологии кино. Кинотексты современного отечественного кино являются одной из составляющих фольклора, т. е. наиболее часто пересказываемых текстов в устной форме. Задача кинокультурологии — сохранить наиболее яркие слова и выражения, произнесённые в фильмах. Кинокультурология исследует ценность слова в киноповествовании, в том числе и при его интерпретации. Особое внимание уделяется антагонистическим битропам и бифигурам, они делают кинотекст многообразным, мерцающим, двоичным. Особое место в построении киносюжета отведено оксюморону, символам и метафорам. Если оксюморон является первопричиной кинотекста, его зерном, то киносимволы и кинометафоры составляют основное «поле» подтекста. Их раскодирование формирует культуру зрителя и дает кинокультурологии материал для исследования. Фразеологические обороты помогают в кодировании и декодировании фильмов. Архетипы, мифы, молитвы в кино приобретают статус культурологического пласта, изучение которого помогает становлению кинокультурологии как новой отрасли гуманитарного знания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Елистратов В. С. Словарь крылатых фраз российского кино. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 336 с.
2. ДеБласио А. Философ для кинорежиссёра Мераб Мамардашвили и российский кинематограф. СПб. : Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. 272 с.
3. Иванов В. В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М. : Советское радио, 1978. 184 с.
4. Ионесов В. И. Культура на переходе: императивы трансформации и возможности развития : монография. Самара : Изд-во ВЕК # 21, 2011. 537 c.
5. Ионесов В. И. Культура как преодоление: о метафорах перехода и символах спасения // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : VI Всерос. науч.-практ. конф. в рамках VII Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко. М., 2018. С. 17—25.
6. Ионесов В. И. Импульсы и обертоны глобализующейся культуры // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2013. С. 24—31.
7. Ионесов В. И. Антропология кризиса и метафоры перехода // Креативная экономика и социальные инновации. 2013. № 2 (5). С. 18—30.
8. Казин А. Л. Технологии зла и русский выбор // Русская цивилизация, Великая Победа и новые вызовы XXI века. М. : Институт Наследия, 2022. С. 24—34.
9. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М. : АСТ, 2021. 448 с.
10. Орищенко С. С. «Свои» и «чужие» как предмет культурологического познания: концепты, образы, проекции и взаимосвязи // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». М., 2022. № 3. С. 20—26.
11. Орищенко С. С. Феномен зарождения современной пьесы / XXXVII зональная конференция литературоведов Поволжья : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 3—5 июля 2021 г.). Самара : Научно-технический центр, 2021. С. 271—276.
12. Орищенко С. С. Антагонистические тропы и фигуры концепта «свои и чужие» в современном отечественном кинематографе // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 8. (454). С. 95—100.
13. Орищенко С. С. Фразеологизмы в вербальных артикуляциях художественной экранизации (на материалах современного отечественного кинематографа) // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Сочи : СГУ, 2019. № 24. С. 156—160.
14. Свирепо О. А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М. : Изд-во института психотерапии, 2004. 270 с.
15. Сегер Л. Создание подтекста в кино. М. : Альпина нон-фикшн, 2018. 204 с.
Опубликована
2022-08-02
Как цитировать
ОРИЩЕНКО, Светлана Серафимовна. К ВОПРОСУ О КИНОКУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НОВОЙ ОТРАСЛИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: ПРОЕКЦИИ И ВЗАИМОСВЯЗИ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 5(439), p. 52-58, aug. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1457>. Дата доступа: 27 july 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10507.

Ключевые слова

кинокультурология
битропы
бифигуры
фразеологические обороты
оксюморон
киносимволы
кинометафоры
архетипы
мифы
молитвы