УНИВЕРСИТЕТ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ ТРАНСФОРМАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

  • Наталья Александровна Иванова Сибирский государственный индустриальный университет http://orcid.org/0000-0002-1371-0576

Аннотация

Целями исследования являются: описание историко-культурного разнообразия национальных систем университетского образования как формы высшего образования; анализ процесса трансформации университета, представленный разными моделями, и выявление его современных перспектив; рассмотрение особенностей модернизации регионального университетского образования. В работе использованы исторический, аналитический и компаративистский методы. Делаются выводы о том, что многообразие миссий и деятельностных форм университетов (преподавательской, исследовательской, социально-экономической) обусловлено историко-культурными и национальными особенностями их формирования, что находит отражение в моделях трансформации университетов (1.0, 2.0, 3.0, 4.0). На примере Сибирского государственного индустриального университета показаны специфика исторических предпосылок, стратегических целей и задач современного этапа развития университета, а также проектов модернизации инженерной подготовки.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Глазьев С. Ю. Перспективы становления в мире нового VI технологического уклада // Мир (Модернизация. Инновации, Развитие). 2010. № 2. С. 4—10.
2. Данилов А. Н., Гитман М. Б., Столбов В. Ю. Гитман Е. К. Система подготовки инженерных кадров в современной России: образовательные траектории и контроль качества // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 5—15.
3. Касавин И. Т. Университет Гумбольдта и его альтернативы в условиях рыночной науки // Вопросы философии. 2021. № 3. С. 41—46.
4. Налетова И. В. Университет Гумбольта в динамики развития университетского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 9. С. 7—12.
5. Родина Л. Л., Николаева Н. В., Понамарева А. И. Из истории университетов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 4. 2015. Т. 2, № 4. С. 405—427.
6. Кислов А. Г. Шмурыгина О. В. Идея университета: ретроспективы, версии и перспективы // Образование и наука. 2012. № 8. С. 96—121.
7. Зборовский Г. Е. Возможно ли формирование системы высшего образования в макрорегионе? // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 9—16.
8. Петрова Г. А., Ершова И. А., Зоткин А. О. Исследовательский университет versus университет классический // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. С. 59—63.
9. Думная Н. Н. Два университета // Мир новой экономики. 2012. № 1—2. С. 6—9.
10. Карпов А. О. Университет 3.0 — социальная миссия и реальность // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 114—124.
11. Павлова И. А. Понятие предпринимательского университета: сущность и эволюция феномена // Инновации. 2014. № 8. С. 34—41.
12. Перфильева О. В. Университет и регионы: на пути реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1. С. 133—144.
13. Фадеев А. С., Змеев О. А., Газизов Т. Т. Модель университета 4.0 // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 2. С. 172—178.
14. Кузнецов Е. Б., Энговатова А. А. «Университет 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации. 2016. № 5. С. 3—9.
15. Курбатова М. В., Донова И. В., Кранзеева Е. А. Высшее образование в регионах ресурсного типа: между задачами ведомственного и регионального развития // Terra Economicus. 2021. № 19. С. 109—123.
16. Сапрыкин Д. Л. Инженерное образование в России: история, концепции, перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 125—137.
17. Чучалин А. И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 20—29.
18. Пучков М. В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник ТГАСУ. 2011. № 3. С. 79—88.
19. Clark B. R. Creating entrepreneurial universisties; organizationl parthways of ytansformation // Issues in Higher Education. Paris : IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998.
Опубликована
2022-08-02
Как цитировать
ИВАНОВА, Наталья Александровна. УНИВЕРСИТЕТ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ ТРАНСФОРМАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 5(439), p. 65-72, aug. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1459>. Дата доступа: 18 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10509.

Ключевые слова

высшее образование
университет
модели трансформации университета
Сибирский государственный индустриальный университет
инженерное образование