АПОФАТИКА В СИСТЕМЕ ВЗГЛЯДОВ М. Н. ЭПШТЕЙНА

  • Сергей Сергеевич Логиновский Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
  • Мария Александровна Головина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация

В статье рассматривается, как М. Н. Эпштейн использует понятие апофатики в своем творчестве. Будучи знаком с традиционным толкованием понятия апофатики, М. Н. Эпштейн не следует ему, а творчески переосмысляет, причем в разных контекстах по-разному. Выделяется четыре варианта такого переосмысления. Во всех четырех вариантах переосмысления Эпштейном понятия апофатики после ссылки на его первоначальное значение в теологии этот теологический контекст устраняется. Остается лишь изначальное значение греческого слова ἀποφατικός — «отрицательный», т. е. просто обозначение отсутствия чего-либо — от отсутствия тех или иных знаний, до отсутствия положительных (в том числе и в оценочном смысле) характеристик у объекта или субъекта. В результате из строго определенного богословского понятия в творчестве Эпштейна апофатика превращается в универсальное, но вместе с тем неопределенное и, главное, новое понятие, не связанное с первоначальным богословским своим значением.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Адо П. Апофатизм, или Негативная теология // Духовные упражнения и античная философия. Челябинск : Социум, 2010. С. 213–226.
2. Богомолов А. В. Становление апофатической традиции в истории античной философии: от учения Аристотеля о небытии к учению Плотина о Едином // KANT. 2019. № 1 (30). С. 144–148.
3. Викстрём И. Негативная теология в учениях Николая Кузанского и Майстера Экхарта // VERBUM. 2015. Вып. 17. С. 42–66.
4. Владимир (Шмалий), свящ. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 134–140.
5. Гуревич П. С., Спирова Э. М. Наука в горизонте апофатики // Философская антропология. 2019. Т. 5, № 1. С. 6–25.
6. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб. : Глагол, 1995. 370 с.
7. Иоанн Дамаскин, св. Источник знания. СПб. : Наука, 2006. 360 с.
8. Лосский В. Н. Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита // Богословие и боговидение. М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2000. С. 45–66.
9. Лосский В. Н. Отрицательное богословие и познание Бога у Майстера Экхарта. М. : ИД Познание, 2022. 800 с.
10. Семенюк А. П. Два типа апофатики // Идеи и идеалы. 2014. № 4 (22), т. 2. С. 34–40.
11. Флоровский Г. В. Византийские Отцы V–VIII вв. Мн. : Изд-во Белорусского экзархата, 2006. 336 с.
12. Фокин А. Р. Элементы апофатической теологии в трудах Мария Викторина // Историко-философский ежегодник. 2010. С. 53–68.
13. Чижевский Д. И. Гегель в России. СПб. : Наука, 2007. 411 с.
14. Эпштейн М. Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. 416 с.
15. Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 616 с.
Опубликована
2022-10-21
Как цитировать
ЛОГИНОВСКИЙ, Сергей Сергеевич; ГОЛОВИНА, Мария Александровна. АПОФАТИКА В СИСТЕМЕ ВЗГЛЯДОВ М. Н. ЭПШТЕЙНА. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 8(466), p. 34-41, oct. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1701>. Дата доступа: 19 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10805.

Ключевые слова

философия религии
апофатическое богословие
М. Н. Эпштейн
минимальная религия (бедная вера)
русская культура
постатеистическое общество