ОНТО-КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Марина Сергеевна Теплых Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
  • Марина Петровна Ахметзянова Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Аннотация

В статье исследуется вопрос о различных способах доказательства бытия Бога в философском дискурсе западноевропейской и восточной парадигм мышления на материале онтологического и космологического аргументов, относимых к области философии религии. По результатам исследования делаются выводы о том, что различие заключатся не только и не столько в концептуальных основах понятий «бытие» и «Бог» (теистическая концепция — в западноевропейской философии, пантеистическая — в восточной традиции), сколько в способах доказательного мышления. Западноевропейская парадигма мышления, будучи основана на «экстравертном» доказательном принципе («я мыслю о Нём, следовательно, Он существует»), направлена на объективацию двух предметов доказывания «Бога» и «бытия», при которой «Бог» объективируется либо в аналитическом суждении как понятие разума «то более чего ничего нельзя помыслить», из которого следует его «логически необходимое» бытие (онтологический аргумент), либо в синтетических суждениях о «фактически необходимом» существовании Бога как «беспричинной причины», «неподвижного двигателя», «безосновной основы», основанных на логическом анализе общего факта существования вселенной (космологический аргумент). При этом западное мышление впадает в безвыходное положение или апорию, когда понятие «Бог», будучи по определению свободным бытием, мыслится как необходимо доказанное, то есть несвободное бытие, а само понятие «бытия» применительно к Богу мыслится как своя противоположность — «то, что по своей природе стоит над существованием». Восточная парадигма мышления не впадает в подобную апорию, поскольку, будучи изначально основана на ином, «интравертном», доказательном принципе («я мыслю как Он существует»), направлена не на объективацию предметов доказывания (Бога и бытия), а на их распредмечивание в философском дискурсе «от первого лица», при котором изначально постулируется само бытие Бога («и прежде всего Он произнёс: „Я есть“»), после чего развертывается пантеистическое содержание его бытия как «объятого богом» (что Он есть) с применением методов антропологически-метафорической аналогии («я есть Он», «ты есть То», «атман есть Брамхан»).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Аквинский Ф. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии». М. : РАН, 2000. 137 с.
2. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. М. : РОСПЭН, 2007. 416 с.
3. Кант И. Критика чистого разума. М. : АСТ, 2017. 784 с.
4. Кентерберийский Ансельм. Сочинения. М. : Канон, 1995. 400 с.
5. Спиноза Б. Этика. М. : АСТ, 2019. 352 с.
6. Томсон М. Философия религии. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. 384 с.
7. Упанишады. Кн. 1. / пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М. : Наука, 1992.
8. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М. : Рипол-Классик, 2021. 322 с.
Опубликована
2022-10-24
Как цитировать
ТЕПЛЫХ, Марина Сергеевна; АХМЕТЗЯНОВА, Марина Петровна. ОНТО-КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 8(466), p. 101-106, oct. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1712>. Дата доступа: 18 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10815.

Ключевые слова

философия религии
Бог
бытие
мышление
доказательство бытия Бога
онтологический аргумент
космологический аргумент
западноевропейская философия
восточная философия