РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОСТРОЕНИЯ АРГУМЕНТАЦИИ

  • Наталия Анатольевна Юшкова Институт развития образования Свердловской области, Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева
  • Наталья Александровна Рядовых Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева

Аннотация

Развитие языковой личности рассматривается в контексте лингводидактического подхода. Вопрос восприятия школьниками и студентами получаемой информации, ее критического анализа и оперативного включения в практическую деятельность связывается с процессом аргументации и проецируется на разные уровни в структуре языковой личности. Заявляется идея о том, что практики формирования аргументативно-дискурсивных способностей школьников и студентов, методы диагностики уровня их развития востребованы в школьном и вузовском образовании. Отмечается, что разработка аргументации относится к базовым компетенциям и предполагает умение не только самостоятельно выдвигать развернутое обоснование спорной идеи, но и анализировать предлагаемые другими доказательства. Приближение к реальной коммуникации, в которой развиваются аргументативно-дискурсивные способности личности, моделируется в учебном задании комплексного характера, предполагающем анализ текстовых фрагментов для построения аргументации. Рассматриваются типичные трудности обучающихся, выявленные в ходе пилотного исследования: поверхностная работа с содержанием информации, приводящая к логическим ошибкам, неспособность вычленять иллокутивный (прагматический) компонент текста, неверное определение его семантических особенностей, недостаточные навыки компрессии текста и его корректной трансформации, неумение давать самостоятельные точные формулировки обобщающего характера. Делается вывод о том, что комплексный подход к проблеме развития языковой личности предполагает проведение диагностических процедур и применение заданий, компенсирующих образовательные дефициты обучающихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Алямкин С. Н. Применение кейс метода в преподавании правовых дисциплин // Мир науки и образования. 2017. № 1 (9). С. 13—20.
2. Богин Г. И. Современная лингводидактика. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980. 61 с.
3. Богин Г. И. Герменевтически и риторически ориентированная методика обучения // Русский язык за рубежом. 2000. № 3-4. С. 72–82.
4. Волков А. А. Курс русской риторики. М.: Русская панорама: Кафедра, 2013. 416 с.
5. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64–72.
6. Евсюкова Т. В., Агабабян С. Р. Характерные особенности языковой личности студента // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-2. С. 176—179.
7. Иванцова Е. В. Феномен диалектной языковой личности.Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 309 с.
8. Ичкинеева Д. А. Тема и микротема как инструменты компрессии информации в тексте // Социо- и психологические исследования. 2017. Вып. 5. С. 146—149.
9. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
10. Карасик В. И. Языковое проявление личности. М.: Гнозис, 2015, 384 с.
11. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ. 2010, 264 с.
12. Квинтилиан М. Ф. Правила ораторского искусства. Кн. 10. / пер. В. А. Алексеева. СПб.: Типография В. Вацлика, 1896.
13. Куликова И. С., Салмина Д. В. Теория языка: учебно-методический комплекс. В 2 ч. Ч. II: Язык — человек — народ. Москва: Форум; Санкт-Петербург: Наука, 2009. С. 201–217.
14. Культура речи и риторика для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. А. Юшковой. М.: Юрайт, 2019. 321 с.
15. Кутрунов В. Н., Шапцев В. А., Гаркуша Н. А., Сизова Л. В. Mind Mapping и информационный серфинг. Развитие мышления посредством создания антагонистической пары // Современный учитель дисциплин естественно научного цикла: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (15—16 февраля
2019 г., Ишим); отв. ред. Т. С. Мамонтова. Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ. 2019. С. 14‒21.
16. Лутовинова О. В. Становление понятия «Языковая личность»: от «Языка в человеке» до «Человека в языке» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (114). С. 82—89.
17. Романова Т. В. Языковая личность Д. С. Лихачева как элитарная языковая личность русского интеллигента // Мир русского слова. 2006. № 4. С. 7—14.
18. Феденева Ю. Б. Потенциал ЭОР в развитии логико-риторических компетенций языковой личности студентов-юристов // Традиционные и инновационные технологии развития профессиональной языковой личности: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Екатеринбург, 14 февраля 2019 года); отв. ред. К. М. Левитан. Екатеринбург: Изд. дом Урал. гос. ун-та, 2019. С. 102—107.
19. Черняк В. Д. Наброски к портрету маргинальной языковой личности // Русский текст. 1994. № 2. С. 124—139.
20. Юшкова Н. А. Языковая личность выпускника школы в зеркале государственной итоговой аттестации // Филологический класс. 2018. № 1 (51). С. 65–71.
Опубликована
2022-10-31
Как цитировать
ЮШКОВА, Наталия Анатольевна; РЯДОВЫХ, Наталья Александровна. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОСТРОЕНИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 9(467), p. 245-253, oct. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1748>. Дата доступа: 08 nov. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10932.

Ключевые слова

языковая личность, аргументативно-дискурсивные способности, процесс аргументации, способы аргументации, ошибки аргументации