«ЧЕЛОВЕК — ТЕХНИЗИРОВАННЫЙ МИР»: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Аннотация
В условиях нарастающей скорости технико-технологических трансформаций бытия человека и его мира, укрепления и распространения идей постгуманизма и трансгуманизма обостряется проблема сохранения и активного воспроизводства человека как родового существа, живого начала в человеке и полноценности его бытия. Экологический вектор философского исследования позволяет определить отношение «человек — технизированный мир» как экосистему — комплекс, единство взаимосвязанных и взаимодействующих основных ее элементов — технического и антропологического. Поддержание за счет компенсаторного механизма устойчивого бытия этой экосистемы есть сохранение в активном воспроизводстве родового в бытии человека, его живого начала, сопровождающееся взаимоукреплением и расширением потенциала каждого элемента.
Скачивания
Литература
2. Бердышев Г. Д. Биологическая инженерия и ноогенез // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. 2007. № 4. С. 12—25.
3. Болонкин А. А. Бессмертие людей и электронная цивилизация. URL: http://lit.lib.ru/b/bolonkin_a_a/immortalityofpeopleand electroniccivilization.shtml (дата обращения: 25.07.2022).
4. Бостром Н. FAQ по трансгуманизму. URL: http://www.alt-future.narod.ru/Future/trans.htm (дата обращения: 25.07.2022).
5. Вишев И. В. Современная научная революция: переход от смертнической парадигмы к парадигме бессмертнической // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008. № 6 (106). С. 112—116.
6. Глобальное будущее 2015: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты / под ред. Д. И. Дубровского, С. М. Климовой. М. : Канон+ : Реабилитация, 2014. 352 с.
7. Дыдров А. А. Человек будущего в контексте инновационных стратегий : дис. … д-ра филос. наук. Челябинск, 2021. 354 с.
8. Казеннов Д. К. Концептуальные основания трансгуманизма : автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2011. 19 с.
9. Кутырёв В. А. Бытие или ничто. М. : Берлин : Директ-Медиа, 2015. 880 с.
10. Лекторский В. А. Если приходит бессмертие, жизнь теряет смысл. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/04/03/63668-akademik-lektorskiy-171-esliprihodit-bessmertie-zhizn-teryaet-smysl-187 (дата обращения: 25.07.2022).
11. Луков В. А. От социальной экспертизы к гуманитарной экспертизе // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 114—118.
12. Смирнов С. А. Антропологическая платформа для национальной технологической инициативы (приглашение к дискуссии) // Философская антропология. 2018. № 2. С. 69—80.
13. Соковиков С. С., Цукерман В. С. Компенсаторный механизм культуры: заметки на полях работы А. Я. Флиера // Вестник культуры и искусств. 2021. № 1. С. 53—63.
14. Соломко Д. В. Бытие человека: формирование экологической культуры // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. С. 63—68.
15. Соломко Д. В. Экогуманистика как вид научного знания и методология понимания специфики отношения «человек — технико-технологизированный мир» // Социум и власть. 2022. №1. С. 15—25.
16. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М. : АСТ, 2004. 352 с.
17. Хайдеггер М. Отрешенность. URL: http://lib.ru/HEIDEGGER/gelassen.txt (дата обращения: 25.07.2022).
18. Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М. : Новое Литературное Обозрение, 2017. 949 с.
19. Юдин Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 126—135.
Ключевые слова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.