СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ С ДИМИНУТИВАМИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

  • Янина Леонидовна Чернявская Тюменский государственный медицинский университет

Аннотация

Предметом настоящего исследования является изучение лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами на начальных этапах курса русского языка как иностранного. Такая работа предлагает системный подход к изучению словообразовательных моделей иностранцами, начинающими изучать русский язык. Необходимость введения в курс русского языка диминутивов уже на базовом уровне вызвана большой популярностью и высокой частотой употребления слов с подобными суффиксами среди носителей русского языка. Благодаря знанию основных словообразовательных моделей иностранному студенту открывается широкий пласт лексики, а значит, повышается эффективность коммуникации. В настоящей работе предлагается комплексный дидактический материал для освоения слов с диминутивами и закрепления полученной теоретической информации на основе традиционного и коммуникативного методов. Система заданий включает в себя как упражнения на изучение формальных единиц и их функционирования в письменном или звучащем тексте, так и задания коммуникативной направленности для формирования навыка речевой деятельности. Способность видеть в слове производящую основу и аффиксы также является важным условием для дальнейшего эффективного понимания специальной лексики и текстов на более высоких уровнях владения русским языком.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Авери М. Сорока 2. Русский язык для детей : учебник. Греция, 2022. 70 с.
2. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Толстых А. А. Дорога в Россию : учебник русского языка (базовый уровень). М. : ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова ; СПб.: Златоуст, 2009. 256 с.
3. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. 712 с.
4. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове : учеб. пособие. М. : 2001. 718 с.
5. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. 492 с.
6. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / сост. М. М. Нахабина и др. М. ; СПб. : Златоуст, 2001. 32 с.
7. Дмитриева Д. Д. Изучение словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 47–49.
8. Добровольская В. В. Словообразование в системе РКИ // Stephanos. 2019. № 1 (33). С. 108–114.
9. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М. : Флинта : Наука, 2011. 324 с.
10. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. 304 с.
11. Китанина Э. А. Диминутивы как составная часть народно-разговорной речи современного города // Филология в XXI веке. 2019. № 1. С. 128–131.
12. Красильникова Л. В. Русское словообразование в аспекте РКИ: определение, основные единицы и направления описания // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2010. № 3-4. С. 29–32.
13. Красильникова Л. В. Словообразовательный компонент коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов: на материале суффиксальных существительных. М. : МАКС Пресс, 2011. 360 с.
14. Красильникова Л. В. Методический потенциал единиц системы русского словообразования // Слово. Грамматика. Речь. Вып. 15. М. : МАКС Пресс, 2014. С. 3–13.
15. Крючкова Л. С. Функциональное словообразование как один из аспектов обучения РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1858–1862.
16. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. М. 1965. 78 с.
17. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М.,
1977. 316 с.
18. Методика обучения иностранным языкам : учебное пособие / сост. Л. Р. Сакаева, А. Р. Баранова.
Казань : КФУ, 2016. 189 с.
19. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. М., 1956. 260 с.
20. Тихонов А. Н. Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного
русского языка. Самарканд, 1971. 387 с.
21. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.,
1977. 256 с.
22. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: Словообразование. М., 1981. 255 с.
23. Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного языка (курс, читанный в С.-Петербургском университете в 1911/12 уч. году). СПб., 1913. URL: http://elib.shpl.ru/ru/
nodes/63232#mode/inspect/page/124/zoom/4 (дата обращения : 24.06.2022).
24. Чернышов С. И., Чернышова А. В. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс : учебник. Часть 1.1. СПб. : Златоуст, 219. 176 с.
25. Чернявская Я. Л. Конструктор русских слов : учеб. пособие. Тюмень, 2022. 96 с.
26. Bauer L. English Word-formation. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 266 р.
27. Corbin D. Morphologie derivationnelle et structuration du lexique. Niemeyer, 1987. 937 р.
28. Hacken P., Panocová R. Word Formation, Borrowing and their Interaction. 2020. URL: https://www.
researchgate.net/publication/342424916 (дата обращения: 24.06.2022)
Опубликована
2023-09-27
Как цитировать
ЧЕРНЯВСКАЯ, Янина Леонидовна. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ С ДИМИНУТИВАМИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА БАЗОВОМ УРОВНЕ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 6(476), p. 121-127, sep. 2023. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2121>. Дата доступа: 18 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-476-6-121-127.

Ключевые слова

русский язык как иностранный, словообразование, словообразовательные модели, диминутивы, суффиксы