ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА

  • Ольга Викторовна Сергеева Кубанский государственный университет

Аннотация

Данная статья посвящена изучению лингвоэкологических проблем современного образовательного медиадискурса. Материал исследования, представленный статьями из российских, британских и американских СМИ начала XXI века, отобран путем сплошной выборки лексических и фразеологических единиц из всего многообразия медиатекстов образовательной тематики. Цель работы реализуется благодаря использованию комплекса методов: описательного метода, интерпретативного анализа, лексико-семантического анализа, лексико-грамматического анализа, стилистического анализа, контент-анализа, элементов дискурсивного анализа. Актуальность исследуемой проблемы определяется возрастающим интересом к антропологическому подходу в медиакоммуникации, важностью изучения ролей учителя и ученика в медиаобразовательном пространстве, необходимостью установления лингвоэкологических норм, решения лингвоэкологических проблем в образовательном медиадискурсе России, США и Великобритании. В результате проведенного анализа образовательного медиадискурса выявлено существование пяти основных проблем: 1) деструкция, фиксирующая негативные языковые средства и отрицательные эмоции; 2) деэкологизация, отражающая нарушение природы коммуникации; 3) деформация в рамках коммуникативных и личностных/межличностных процессов; 4) деградация коммуникативной личности и самой коммуникации; 5) дегуманизация в социальном взаимодействии коммуникантов. Как показал анализ фактического материала, стремление к креативизации коммуникации в образовательном медиадискурсе демонстрирует творческую самореализацию коммуникантов и порождает негативизацию коммуникации, деструктивные дискурсивные и социальные процессы. Установлено, что необходимо усилить действия по обеспечению лингвистической безопасности образовательного медиапространства для достижения качества, этической обусловленности, экологичности медиадискурса в сфере образовательной деятельности в российской, американской и британской лингвокультурах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Антонова Н. А. Гендерные различия в педагогическом общении // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2007. № 1 (3). С. 89-92
2. Желтухина М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ : монография. М. : Ин-т языкознания РАН ; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. 656 с.
3. Желтухина М. Р., Гавриш А. Д. Эмоциогенность современных медиатекстов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 4 (32). С. 120–125. doi: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-120-125.
4. Иванян Е. П. Лингвоэкология педагогической речи // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016a. № 11-12. C. 48-56.
5. Иванян Е. Проблемы лингвоэкологии русской речи // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica Rossica. 2016b. № 12. C. 63–68.
6. Казанцева Е. А. Экология академического дискурса : монография. Уфа : РИЦ БашГУ, 2019. 258 с.
7. Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград : Перемена, 1999. С. 3–18.
8. Купина Н. А. Креативная стилистика. М. : Флинта, 2014. 184 с.
9. Сковородников А. П. Лингвоцинизмы // Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М., 2005. С. 402–403.
10. Сковородников А. П. К становлению лингвоэкологической терминологии // Речевое общение : специализированный вестник. 2000. № 3 (11). С. 70–78.
11. Сковородников А. П. Экология русского языка : словарь лингвоэкологических терминов. М. : Флинта, 2017. 384 с.
12. Степанов Ю. С. В поисках прагматики (проблема субъекта) // Известия АН СССР. Сер. лит. и языка. 1981. № 4 (40). С. 325–332.
13. Трошина Н. Н. Экология языка : аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2020. 53 с.
14. Шаховский В. И. Креатемы как индикатор бесконечных потенций языкового развития // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2. С. 162–171.
15. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М. : Гнозис, 2008. 416 с.
16. Шаховский В. И. Многоязычие стилей эмоционального медийного дискурса // Актуальные проблемы стилистики : ежегод. междунар. науч. журн. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017. С. 78–88.
17. Шаховский В. И. Экологическая многоликость коммуникативных сред человека // Этнопсихолингвистика. 2019. № 2. С. 80–101.
18. Шаховский В. И. Экология языка и человека в меняющемся мире // Неофилология. 2020. № 6 (22). С. 217–225.
19. Boeva-Omelechko N., Zheltukhina M., Ryabko O., Matveeva G., Murugova E., Zyubina I. Unusual Antonymy: Inter-Part-Of-Speech Interaction in English Fictional Discourse // Space and Culture, India. 2018. № 6 (4). P. 12–121. doi: 10.20896/saci.v6i4.387.
20. Haugen E., Dil A. Sh. The ecology of language // The ecology of language: Essays by Einar Haugen. Stanford: Stanford univ. press, 1972. P. 325–339.
21. Prosen S., Vitulić H. S., Škraban O. P. Teachers’ emotional expression in the classroom // Hacettepe Egitim Dergisi. 2014. № 29. P. 226–237.
22. Tameryan T. Y., Zheltukhina M. R., Slyshkin G. G., Abakumova O. B., Volskaya N. N., Nikolaeva A. V. Metaphor in Political Media Discourse: Mental Political Leader Portrait // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2018. № 8 (4). P. 377–384.
23. Zheltukhina M. R., Krasavsky N. A., Pavlov P. V., Ponomarenko E. B., Aleshchanova I. V. Political Facebook posts using ideological symbols for media image designing of Russia as enemy // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (18). P. 12005–120013. URL: https://www.researchgate. net/publication/312417996_Political_facebook_posts_using_ideological_symbols_for_media_image_designing_of_russia_as_enemy (дата обращения: 22.03.2023).
24. Zheltukhina M. R., Zinkovskaya A. V., Shershneva N. B., Katermina V. V. Dialogue as a constituent resourse for dramatic discourse: language, person and culture // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). P. 7408–7420. URL: https://www.researchgate.net/publication/309250383_Dialogue_as_a_constituent_resource_for_dramatic_discourse_Language_person_and_culture (дата обращения: 22.03.2023).
Опубликована
2023-11-30
Как цитировать
СЕРГЕЕВА, Ольга Викторовна. ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 9(479), p. 70-82, nov. 2023. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2348>. Дата доступа: 13 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-479-9-70-82.

Ключевые слова

лингвоэкология, массмедиа, образовательный медиадискурс, деструкция, деэкологизация, деформация, деградация, дегуманиза