МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО С ПОЗИЦИЙ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА

  • Елена Мухамедовна Хакимова Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
  • Ольга Анатольевна Толстых Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Аннотация

В статье отражены результаты изучения мотивационного письма — состязательного документа, который создается претендентом на конкурсную позицию в деловой и академической среде. Цель работы — представить комплексную интерпретацию мотивационного письма на пересечении разных исследовательских концепций и коммуникативных практик. Эмпирическую базу составили мотивационные письма на английском языке, подготовленные американскими, британскими и российскими абитуриентами для поступления на различные образовательные программы, а также предлагаемые университетами рекомендации по составлению таких текстов. Методом исследования материала стал полипарадигмальный анализ, включающий в себя дискурсивный, лингвокультурный, нарратологический, жанровый и лингвостилистический аспекты. Установлено, что мотивационное письмо является императивным и инициальным речевым жанром, с иерархическим — снизу вверх — вектором отношений между автором и адресатом сообщения, содержание которого отражает в ретроспективно-перспективном ракурсе развитие профессиональных и личностных качеств соискателя, а форма определяется набором структурных элементов (приветствие, экспозиция, основная часть, заключение). Рассмотрены особенности употребления лексических номинаций и грамматических конструкций для выражения значимых для участников коммуникации смыслов. Доказано, что приемы сторителлинга и использование функционально-стилистических средств приводят к гибридизации мотивационного письма как результату взаимодействия академического, разговорного, административного и художественного дискурсов. Особое внимание в работе уделено выявлению и описанию специфики реализации коммуникативных канонов, жанрово-стилистических норм, языковых стандартов в отечественной и западных лингвокультурах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Аникеева Т. Р., Соломатина Г. Ю. Cторителлинг как эффективная техника написания нарративного эссе // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании : материалы V Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. (22 апреля 2021 г., Воронеж) ; отв. ред. С. Ю. Капкова. Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2021. C. 421–425.
2. Багров Ю. Д. О некоторых трудностях освоения жанра мотивационного письма при изучении французского языка // Actual problems of theory and practice of philological researches: materials of the IV International scientific conference on March 25–26, 2014. Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra‑CZ», 2014. P.204−205.
3. Бессмельцева Е. С., Нейман Ю. Е. Методика обучения студентов, обучающихся по профилю «менеджмент», написанию мотивационного письма на немецком языке // Научное обозрение. 2019. № 3. C. 15–19.
4. Блинкина-Мельник М. М. Рекламный текст: Задачник для копирайтеров. М. : ОГИ, 2004. 200 c.
5. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. Волгоград : Перемена, 2000. С. 5–20.
6. Кубракова Н. А. Мотивационное письмо как жанр академического дискурса (на материале английского языка) // Жанры речи. 2019. № 2 (22). С. 119–125. doi: https: //doi.org/10.18500/2311-0740-2019-2-22-119-125.
7. Кубракова Н. А. Формы обучения академическому письму на английском языке (мастер-класс по написанию мотивационного письма) // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3. С. 96–101.
8. Лихачева Л. С. Проблема полипарадигмальности в методологии социального познания // Толерантность в контексте многоукладности российской культуры : тезисы Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2001. С. 27–29.
9. Норейко Л. Н., Некрасова Л. Н. Об искусстве деловой переписки: мотивационное письмо // Профессорский журнал. Серия «Русский язык и литература». 2022. № 4. С. 18–22.
10. Смирнова Н. В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике // Высшее образование в России. 2015. № 6. C. 58‒64.
11. Сорокина С. Г. Влияние лингвопрагматических особенностей мотивационного письма на подходы к его написанию // Педагогический дискурс в современной научной парадигме и образовательной практике : материалы III Всерос. конф. М., 2023. C. 366‒372.
12. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. № 1. C. 88–98.
13. Fügert N., Richter U. A Bewerbungstraining. Handreichungen für Kursleitende. Stuttgart : Ernst Klett Sprache, 2013. 35 p.
14. Li Y., Deng L. I am what I have written: a case study of identity construction in and through personal statement writing. Journal of English for Academic Purposes. 2019. Vol. 37. P. 70–87.
15. Pollock T. G. How to Use Storytelling in Your Academic Writing: Techniques for Engaging Readers and Successfully Navigating the Writing and Publishing Processes (How To Guides). Northampton : Edward Elgar Publishing, 2021. 200 p.
16. Samraj B., Monk L. The statement of purpose in graduate program applications: Genre structure and disciplinary variation. English for Specific Purposes. 2008. Vol. 27, no. 3. P. 193–211.
Опубликована
2023-12-04
Как цитировать
ХАКИМОВА, Елена Мухамедовна; ТОЛСТЫХ, Ольга Анатольевна. МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО С ПОЗИЦИЙ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 9(479), p. 83-94, dec. 2023. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2352>. Дата доступа: 13 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-479-9-83-94.

Ключевые слова

мотивационное письмо, академический дискурс, полипарадигмальный подход, дискурсивный анализ, лингвокультурный анализ, нарратологический анализ, жанровый анализ, лингвостилистический анализ, межкультурные коммуникации