ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Обосновывается положение о том, что возможность преодоления хаоса в ценностной сфере и бесконечности процессов «переоценки ценностей» связана с поиском и обретением бытийного назначения человека. Если в религиозных учениях процессы трансцендирования, движения к «сверхрассудочному» и «сверхъестественному» выступают условием для формирования абсолютных ценностей, то в философии рассматриваются разные виды трансценденции. В современной ситуации, в условиях «борьбы с метафизикой», актуальным становится не только определение смысла и значимости, но и обоснование права на существование трансцендентного. Вместе с тем показывается, что противоречия стремительно развивающегося, высокотехнологичного мира являются основанием для поиска путей выхода к трансцендентному. Понятие трансцендентного эксплицируется в процессе рассмотрения вечных философских проблем, таких как: поиск целостности мира; определение границ познания и преобразования действительности; обретение человеком собственного бытия. Показано, что борьба с разного рода «центризмами» приводит к формированию новой целостности, основанием которой выступает перманентная изменчивость и разнонаправленность. Успешность целерациональной активности, в конечном итоге, приводит к формированию таких проблем, преодоление которых возможно только при условии выхода за пределы эмпирической действительности. Ценность мысли заключается не в том, что она отражает объективный мир, а в возможности привнесения человеком в описываемый им мир личностного, самобытного. Следовательно, как в религии, так и в философии человек наделен «онтологическим предназначением», а вопрос об обретении/отказе от поиска бытия находится в горизонте его (человека) решений. Делается вывод, что без выхода к трансцендентному поиск личностного бытия, ценностных оснований, познавательных истин невозможен, поскольку все формы активности, осуществляемые в рамках феноменального мира, приведут к стагнации. Переход от феноменального к ноуменальному бытию необходим для того, чтобы задать другую иерархию, сформировать иные критерии оценки и способы систематизации.
Скачивания
Литература
2. Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы. М. : ОМЕГА-Л., 2009. 365.с.
3. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Книга 2. Тысяча плато. М. : Астрель ; Екатеринбург : У-Фактория , 2007. 895 с.
4. Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М. : Республика, 1997. 240 с.
5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М. : Искусство, 1969. Т. II. 846 с.
6. Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб. : Азбука-классика, 2002. 832 с.
7. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М. : Канон, 2003. 380 с.
8. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность // Центр гуманитарных технологий. Электронная библиотека. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5152/5154 (дата обращения: 27.09.2023).
9. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М. : Республика, 1993. 447 с.
10. Хоружий С. С. Православная аскеза — ключ к новому видению человека // Православие и современность. Электронная библиотека. URL: www.lib.eparhia-saratov.ru (дата обращения: 21.09.2023).
11. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге ; отв. ред. А. С. Гагарин. Екатеринбург, 1992. С. 104–115.
Ключевые слова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Светлана Васильевна Димитрова, НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ДИСКУРС СВОБОДЫ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 10(480) (2023): Вестник Челябинского государственного университета