СОВРЕМЕННОСТЬ: ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация

Предлагается экспозиция философской проблематизации современности. Автор рассматривает три возможные модели тематизации современности в перспективе кантианской формулировки проблемы: 1) онтологическую, связанную с проектом М. Хайдеггера, где происходит вытеснение вопроса об историческом времени современности на второй план, тогда как на первый выходит вопрос о темпоральности человеческого существования. При этом вопрос о современности становится универсальным и в дальнейшем подлежит устранению; 2) антропологическую, заключающуюся в сохранении прагматического ракурса рассмотрения человека, что предполагает отказ от онтологии, но открывает перспективу для развития гуманитарных наук. Здесь вопрос о современности не устраняется, но переносится в область исторической эпистемологии; 3) постмодернистскую, связанную с устранением вопроса о человеке, где современность вновь представляется событием уникальным, но оставшимся в прошлом. Автор фиксирует недостаточность как проектов возрождения метафизики, так и программ создания травматической истории, в равной мере воспроизводящих антропологическую конфигурацию философии, и делает вывод о необходимости выработки новой модели современности — эстетической.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко / пер. Д. Калугина. СПб. : Владимир Даль, 2000.
2. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб. : Наука, 1992.
3. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / пер. Ц. Г. Арзаканьяна // Сочинения : в 8 т. Т. 8. М. : Чоро, 1994.
4. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М. : РОССПЭН, 2004.
5. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. М. : Прогресс, 1977.
6. Фуко М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982–1983 учебном году / пер. А. В. Дьякова. СПб. : Наука, 2011.
7. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. : Весь мир, 2008.
8. Шоню П. Цивилизация Просвещения / пер. И. Иткина. М. : У-Фактория, АСТ, 2008.
9. Allen A. Foucault and Enlightenment: A Critical Reappraisal // Constellations. 2003. № 10 (2). P. 180–198.
10. Castel R. Problematization as a Mode of Reading History // Foucault and the writing of History. Ed. E. Goldstein. Cambridge (Mass.) : Blackwell, 1994. P. 237–252.
11. Dalgliesh B. Critical History: Foucault after Kant and Nietzsche // Parrhesia. 2013. № 18. P. 68–84.
12. Flynn Th. R. Foucault and the Politics of Postmodernity // Noûs. 1989. № 23 (2). P. 187–198.
13. Gordon C. Question, Ethos, Event: Foucault on Kant and Enlightenment // Economy and Society. 1986. № 15 (1). P. 71–87.
14. Hendricks Ch. Foucault’s Kantian Critique: Philosophy and the Present // Philosophy & Social Criticism. 2008. Vol. 34, № 4. P. 357–382.
15. Hiley D. R. Foucault and the Question of Enlightenment // Philosophy and Social Criticism. 1985. № 11 (1). P. 63–83.
16. Koopman C. Historical Critique or Transcendental Critique in Foucault: Two Kantian Lineages // Foucault Studies. 2010. № 8. P. 100–121.
17. Mahon M. Foucault’s Neitzschean genealogy: truth, power and the subject. Albany (NY) : SYNY, 1992.
18. McQuillan C. Philosophical Archaeology in Kant, Foucault, and Agamben // Parrhesia. 2010. № 10. P. 39–49.
19. Pippin R. B. Modernism as a Philosophical Problem. Oxford (UK); Cambridge (Mass.) : Blackwell, 1991
20. Porter J. I. Foucault, Kant, and Antiquity // Representations. 2024. № 1 (165). P. 120–143.
21. Schmidt J. Habermas and Foucault // Habermas and the Unfi nished Project of Modernity / eds. M. Passerin and S. Benhabib. Cambridge : Polity Press, 1996.
Опубликована
2024-06-14
Как цитировать
ДЬЯКОВ, Александр Владимирович. СОВРЕМЕННОСТЬ: ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 4 (486), p. 5–11, june 2024. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2566>. Дата доступа: 18 july 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2024-486-4-5-11.

Ключевые слова

современность
антропология
гуманитарные науки
человек
эпистемология
метафизика
критика