СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОИСК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Светлана Евгеньевна Крючкова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-9213-8503
  • Сергей Александрович Александрович Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева http://orcid.org/0000-0003-1962-748X

Аннотация

Осуществлён социально-философский анализ ценностных ориентаций современного поколения обучающихся, рассмотрен вопрос об образовательном идеале, который должен служить ориентиром для выбора стратегии достижения важнейшей цели образования — воспитания гуманистической личности. Показано, что преемственность обучения должна обеспечиваться наличием инвариантного ценностного ядра, которое окружено совокупностью разнопорядковых ценностей, связанных с различными сферами деятельности. Предложена экзистенциально-аксиологическая модель образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бойд Д. Всё сложно. Жизнь подростков в социальных сетях. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 352 с.
2. Гуреева А. Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 6. С. 92–208.
3. Долженко О. В. Очерки по философии образования. М. : Промо-Медиа, 1995. 240 с.
4. Зимовина Е. П. Самоидентификация и ценностные установки в молодёжной среде (на примере Калининградской области) // Logos et Praxis. 2024. Т. 23, № 1. С. 42–51.
5. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М. : Новое издательство, 2011. 464 с.
6. Козлова И. В., Брюно В. В. Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке // Философия образования. 2023. Т. 23, № 1. С. 92–110. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20230107
7. Крючкова С. Е., Меликов И. М., Храпов С. А. Глобализация высшего образования: социокультурный аспект // Logos et Praxis. 2018. Т. 17, № 1. С. 40–48.
8. Лунёв А. П., Храпов С. А. Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2013. № 1. С. 149–156.
9. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. ; Жуковский : Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
10. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. М. : Изд-во РУДН, 2003. 531 с.
11. Никифоров А. Л. Слагаемые счастливой жизни // Философия и культура. 2008. № 1. С. 191–196.
12. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 144 с.
13. Пастухов В. Теория о поколениях России: от «фронтовиков» — к «поколению без будущего» и дальше // Новая газета. 2015. 22 июля.
14. Петрова Е. В. Образ информационного общества в культуре: оптимизм сменяется пессимизмом? // Вопросы философии. 2021. № 8. С. 25–35.
15. Пфаненштиль И. А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания» // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3656–3665. https://doi.org/10.15372/PEMW20200202
16. Радаев В. Преподавание в кризисе. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 200 с.
17. Радаев В. Миллениалы: как меняется российское общество. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 296 с.
18. Ридингс Б. Университет в руинах. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 304 с.
19. Сумская А. С. «Цифровые аборигены» как новое российское «потерянное поколение»? // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 171–183. doi: 10.47475/2070-0695-2022-10221
20. Твенге Дж. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым — и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. М. : Рипол-Классик, 2019. 464 с.
21. Храпов С. А., Баева Л. В. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды // Вопросы философии. 2021. № 4. С. 17–26. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-4-17-26
22. Яковлева И. В. Аксиология образования как формирующаяся система: социально-философская рефлексия // Философия образования. 2020. № 2. С. 31–47.
23. Якимова З. В., Масилова М. Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // Азимут Научных исследований: Педагогика и психология. 2017. № 4 (2). С. 341–345.
24. Caplan B. The Case against Education: Why the Education System Is a Waste of Time and Money by Bryan Caplan // Common Knowledge. 2018. Vol. 24, № 3. Р. 430–431. DOI: 10.1215/0961754X-6939829 (Дата обращения: 29.04.2023).
25. Hepp A. Deep Mediatization (Key Ideas in Media & Cultural Studies). Routledge, 2019. 248 p.
Опубликована
2024-06-20
Как цитировать
КРЮЧКОВА, Светлана Евгеньевна; АЛЕКСАНДРОВИЧ, Сергей Александрович. СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОИСК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 4 (486), p. 68-77, june 2024. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2581>. Дата доступа: 18 july 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2024-486-4-68-77.

Ключевые слова

образование
университет
цифровые технологии
кризис преподавания
риски
аксиологическая доминанта