АРТЕФАКТЫ НАСЛЕДИЯ КАК ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСТВА И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПАМЯТИ В МЕНЯЮЩЕЙСЯ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
В современной науке о культуре отчётливо позиционируется поворот в сторону изучения предметного мира людей, артефактов социальной повседневности, новых визуальных стратегий коммеморации и коммуникативных практик в диалоге человека и вещи. Особо акцентируется внимание к исследованию генетических истоков, символического обмена и способов репрезентации наследия и прочих образцов материальной культуры в быстро меняющемся социуме. Вещи предстают в культуре не только как пассивные телесные константы, но и как активные проводники актуальных перемен, действующие персонажи, драйверы коммуникации, вдохновители творчества, генераторы нового опыта переживания и беспрестанные нарушители спокойствия. Приходиться признать, что предметы материальной культуры в своих исторических и культурологических проекциях могут рассказать нам иногда больше, чем мы знаем о них и через них о себе. Синдром беспокойства вещами в современной культуре усиливается под воздействием новых цифровых технологий. Вещь разрывает свою телесную оболочку, выходит из неё, преображается и сцепляется с иными формами и артикуляциями культуры. В этом процессе вещи обретают разнонаправленное движение, изменяются их значения, позиции, модусы, статусы, возможности. Виртуализация социокультурного контента меняет также представления о пространстве и времени, прошлом и настоящем, традициях и инновациях, наследии и современности. В такой ситуации неизбежно возникают новые очаги напряжённости и неопределенности в культуре. В данной статье предпринята попытка прояснить некоторые аспекты трансформации вещей в контексте предметной визуализации памяти и креативных практик репрезентации наследия.
Скачивания
Литература
2. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 с.
3. Воронин А.А. Техника // Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. C. 547–553.
4. Дизайн. Занимательная биология: Росс Лавгроув. Текст Ю. Поповой // Вещь, № 4 (28), апрель, 2002. С. 24–26.
5. Ионесов В. И. Всемирное наследие в дискурсе культурно-антропологического знания // Наследие и гуманизм: культурная антропология на службе человечества. Самара: Век #21, 2010. С. 58–87.
6. Ионесов В. И. Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта. Самара: ООО «Самарама», 2021. 322 с.
7. Ионесов В. И. Вещь как культурная реальность: проекции и взаимосвязи // Вещи и коммуникация: экономические и культурные взаимодействия в меняющемся обществе. Самара: ООО «Изд-во ВЕК #21», 2012. C. 242–271.
8. Котт Дж. Сьюзен Сонтаг: Полный текст интервью для журнала Rolling Stone. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 128 с.
9. Ликвидатор. Беседа с Каримом Рашидом. Текст Ю. Поповой // Вещь, № 4 (28), апрель, 2002. С. 8–12.
10. Рапай К. Культурный код: как мы живём, что покупаем и почему. М.: Альпина Паблишер, 2015. 168 с.
11. Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе //Aequinox. М.: 1993. С. 70-94.
12. Флюссер В. О положении вещей. Малая философия дизайна. М.: Ад Маргинем, 2016. 160 с.
13. Ямпольский М. Б. Без будущего. Культура и время. СПб: Порядок слов. 2018. 122 с.
14. Vladimir I. Ionesov, “Visualization of memory in cultural practices of representing heritage: reevaluating the past in images of war and peace”, in In Heritage as an action word: Uses beyond communal memory, eds. by Susan Shay and Kelly M. Britt. Series in Heritage Studies (Washington-Malaga: Vernon Press, 2024), pp. 3–33.
15. Vladimir I. Ionesov, “The value of knowledge of the past societies: some theoretical background on cultural heritage and peace museum” // Scientific Culture. 2022. Vol. 8, No. 3. P. 1–13.
16. Ionesov V.I., Kurulenko E.A. Things as Characters of Culture: Symbolic Nature and Meanings of Material Objects in Changing World // Scientific Culture. 2015. Vol. 1, #3. P. 47–50.
Ключевые слова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Владимир Иванович Ионесов, Сергей Николаевич Фоломеев, ФЕРДИНАНД ЛАССАЛЬ: В ПОИСКАХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 5(439) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Владимир Иванович Ионесов, Сергей Николаевич Фоломеев, ИДЕИ «ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛИЗМА» В КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО В ГЕРМАНСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 10(468) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Владимир Иванович Ионесов, КУЛЬТУРА НА ПЕРЕПУТЬЕ: БЕСЕДА О ЦЕННОСТЯХ, ОБ ИСКУССТВЕ, ОБ ЭПОХЕ И МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ С НИКОЛАЕМ АНДРЕЕВИЧЕМ ХРЕНОВЫМ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 1(471) (2023): Вестник Челябинского государственного университета
- Владимир Иванович Ионесов, Сергей Николаевич Фоломеев, КАРЛ БАЛЛОД (КАРЛИС БАЛОДИС): РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ БУДУЩЕГО , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 4(474) (2023): Вестник Челябинского государственного университета
- Владимир Иванович Ионесов, Сергей Николаевич Фоломеев, РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО В ГЕРМАНСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА ХХ ВЕКА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 2 (484) (2024): Вестник Челябинского государственного университета
- Владимир Иванович Ионесов, ПРЕДМЕТНЫЙ МИР В ДИАЛОГЕ ЧЕЛОВЕКА И ВЕЩИ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 4 (486) (2024): Вестник Челябинского государственного университета
- Владимир Иванович Ионесов, Сергей Николаевич Фоломеев, Ф. ЛАССАЛЬ И И. Б. ШВЕЙЦЕР: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 7(489) (2024): Вестник Челябинского государственного университета