ИНТЕРЕСНОЕ: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМАТИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ МАСКУ И КУКЛУ

  • Александр Викторович Марков Российский государственный гуманитарный университет http://orcid.org/0000-0001-6874-1073
  • Оксана Александровна Штайн Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина http://orcid.org/0009-0004-1701-3147

Аннотация

Интересное редко становилось предметом специального философского изучения из-за принадлежности понятия одновременно областям экономики, гносеологии и эстетики. Кантовская перспектива подразумевала, что интерес — это насильственная интериоризация опыта, работа с чувствительностью и раздражительностью, поэтому прекрасное обособлялось от интереса, а возвышенное даже противопоставлялось ему. Но в философии после Канта появляется другое представление об интересе, не в связи с чувствительностью, но в связи с медиумами этой чувствительности. Интересное — это прежде всего энергия, нахождение вещи в действии, но начальная точка вхождения в эту энергию не указывалась. Можно было говорить об устойчивости интереса как особом статусе тела, или о смене интереса как определенной экономике вещей, но общей теории интересного создано не было. Статус интересного был не до конца прояснен, что показывают противоречия в тематизации интересного в специальных статьях Артура Шопенгауэра и Якова Голосовкера. Наиболее убедительную попытку объяснить интересное предпринял Лев Выготский, соединяя критику волюнтаризма в немецком трансцендентализме и критику влечения в психоанализе. Но подход Выготского ограничен социальной психологией и не совместим с аутентичной постановкой проблем Кантом. В статье предлагается понимать интересное как эффект социальных практик, трактуемых через маску и куклу. Кукла — самотождество вещи, раскрывающей свою искусственность и задуманность. Маска — разрыв этого тождества, постоянное вовлечение в социальные процессы и акты социального познания. Хотя оба принципа, маски и куклы, связаны с мимесисом, кукла относится к области креационистских представлений, создания социального и индивидуального мира из ничего, а маска — к области мифологических и театральных представлений, и составляющих код социальной рефлексии до наших дней. Близкое чтение трудов Артура Шопенгауэра и Якова Голосовкера об интересном показало, что мотив маски и куклы присутствует в этих трудах, но неявно. Сама мысль об искусственном теле не была доведена до конца, в центре внимания оказывались механизмы принятия решения, но не механизмы порождения какого-либо объекта как искусственного. В этом проявлялось принятие кантовского различения теоретического и практического разума, которое не имеет в виду телесный опыт как опыт порождения сингулярных ситуаций. Но маска и кукла при этом интерпретировались как сингулярности. Так, Шопенгауэр говорит о сингулярной лицевой стороне явлений, в которой все наши социальные маски становятся неразличимыми, но обозначает себя только момент искусственности тех первых выводов, которые мы делаем о созерцаемом. Голосовкер отождествляет маску с процедурами познания и чтения, в этом смысле масочность неотъемлема от заинтересованности, тогда как с куклы начинается дробление познания социального мира на эпизоды и характеры. Тем самым, и кукла, и маска появляются не как предметы специального философского анализа, но как эффекты перехода от фасцинирующего созерцания природы или произведения искусства к выводам о реальном устройстве социальной жизни. Маску и куклу поддерживает акт первичного разочарования, который сменяется потом рефлексией и теоретическими выводами, сужающими понятие интересного и не позволяющими создать его непротиворечивую теорию. Мы настаи ваем на том, что вход в интересное — это принятие своей маски как изначально данной, как социального опыта, который есть у человека, согласно выводам Льва Выготского, на всех этапах развития. Также привлекается понятие автокоммуникации как обоснование такого отношения к своей данности, которое позволяет учесть и правила познания, и социальные рамки познания в действиях других людей. Проведенное исследование показывает продуктивность эстетических исследований куклы и маски для понимания интереса как необходимого момента индивидуального и социального познания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. 480 с.
2. Выготский Л. С. Педология подростка. Избранные главы // Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
3. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965. С. 219–310.
4. Бибихин В. В. Что такое язык? URL: http://www.bibikhin.ru/chto_takoe_yazik (дата обращения: 01.10.2024)
5. Марков А. В., Штайн О. А. Кукла и философия. М., 2025 (в печати).
6. Штайн О. А. Маска как форма идентичности. СПб.: РХГА, 2013. 160 с.
7. Шопенгауэр А. Об интересном / пер. Н. В. Самсонова // Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. М., 1910. Т. IV. С. 646–652.
8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / пер. Ю. И. Айхенвальда // Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. М., 1910. Т. I. 552 с.
9. Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. М.: Вита Нова, 2017. 408 с.
10. Морозов Д. А. Два взгляда на поэзию Гельдерлина: М. Хайдеггер и Я. Э. Голосовкер // Философский журнал. 2020. Т. 13. № 2. С. 97–111.
11. Голосовкер Я. Э. Сапфо. URL: http://www.novemlyrici.net/index.xps?4.11 (дата обращения: 01.10.2024)
12. Голосовкер Я. Э. Интересное // Голосовкер Я. Э. Засекреченный секрет. Философская проза. Томск: Издательство «Водолей», 1998. С. 73–116.
Опубликована
2025-02-26
Как цитировать
МАРКОВ, Александр Викторович; ШТАЙН, Оксана Александровна. ИНТЕРЕСНОЕ: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМАТИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ МАСКУ И КУКЛУ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 1(495), p. 64-71, feb. 2025. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2760>. Дата доступа: 18 apr. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2025-495-1-64-71.

Ключевые слова

интересное
маска
кукла
научное познание
иллюзия
эмпатия
автокоммуникация
социальные аспекты познания
Шопенгауэр
Голосовкер