ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕТАФИЗИКИ НАУКОЙ? ИЛИ МЕТАФИЗИКА И НАУКА В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНА
Аннотация
Статья посвящена экспликации места метафизики в жизни отдельного человека и культуры в целом. В частности, предметом статьи является соотношение метафизики и науки в культуре модерна. Автор показывает, что сегодня существует две магистральные традиции понимания этого соотношения. Одна традиция, связанная с линией позитивизма (О. Конт, Венский кружок), настаивает, что с открытием научного метода метафизика стала избыточным культурным явлением. Вторая, восходящая к немецкому классическому идеализму (И. Кант, Ф. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель), считает, что метафизика есть основание всех частных наук. Соответственно, она принципиально неустранима как из системы наук, так и из культуры как таковой. В статье показано, что статус науки в культуре модерна постепенно менялся от уверенности в ее возможностях познания объективного мира (логические позитивисты), через демонстрацию онтологических и гносеологических границ научного знания (поздний Л. Витгенштейн, Р. Карнап, У. Куайн), к признанию науки близкой к мифу «формой жизни» (постпозитивизм). В связи с этим делается вывод, что наука не может претендовать на метатеоретический статус, соответственно не может быть имплицитной формой метафизики, актуальность которой не исчезла в связи с установлением господства научной рациональности. Соответственно, современный человек, как и многие поколения до него, продолжает оставаться обреченным на метафизику.
Скачивания
Литература
2. Хайдеггер М. Что такое метафизика? М.: Академический проект, 2007. 303 с.
3. Конт О. Курс положительной философии в 6 т. Т. 1. СПб.: Посредник, 1900. 302 с.
4. Шеллинг Ф. В. Й. Позитивная философия. В трех томах. Том 2. Философия откровения. СПб.: Издательский проект «Quadrivium», 2015. 768 с.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы., 1961. С. 5–342
6. Лобковиц Н. Заметки о религии, теологии и религиоведении // Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ, 1999. С. 217–231.
7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18. М.: Государственное издательство политической литературы., 1968. 525 c.
8. Шлик М. Поворот в философии // Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 28–33.
9. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон + «Реабилитация», 2017. 288 с.
10. Куайн У. В. О. Тождество, остенсия и гипостазирование // У. В. О. Куайн. С точки зрения логики. 9 логико-философских очерков. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. С. 103–123.
11. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994. 326 с.
12. Хюбнер К. Прогресс от мифа через логос к науке как теоретико-познавательная проблема // Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ, 1999. С. 114–126.
13. Касавин И. Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Альфа-М, 2013. 560 с.
14. Bahm A. J. Metaphysics: an introduction. Albuquerque: World Books, 1974
15. Collingwood R.G. An Essay on Metaphysics. Oxford: The Clarendon Press, 1940
16. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. С. 43–111
17. Миронов В. В. Метафизика не умирает // Метафизика не умирает: избранные статьи, выступления и интервью. М.: Проспект, 2020. С. 13–34.
18. Лекторский В. А. Философия перед лицом когнитивных исследований // Вопросы философии. 2021. № 10. С. 5-17
Ключевые слова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.