С. КЭЙВЛ О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ «КОНЦА ИГРЫ» С. БЕККЕТА

  • Григорий Алексеевич Золотков Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0003-1013-8778

Аннотация

В статье рассматривается философское содержание пьесы С. Беккета «Конец игры». Характерным художественным приемом работы является абсурд, что ставит под сомнение возможность оной содержать не только философские, но и вообще какое-либо смыслы. Согласно наиболее распространенной интерпретации, с помощью абсурда Беккет в своей пьесе вскрывает пороки современности. Тем самым убедительность диалогам, которые ведутся его персонажами, придает не их содержание, но отсутствие последнего, экзистенциальная пустота героев, понятная зрителю. Американский философ С. Кэйвл, однако, ставит под сомнение эту точку зрения. На его взгляд, интерпретация «Конца игры» как диагноза своеобразной психопатологии современности направляет критиков в ложном направлении. Кэйвл показывает, что, несмотря на осознание неверифицируемости Бога, дружбы и любви, герои Беккета не могут отказаться от них полностью, а сама пьеса демонстрирует неспособность человека принять ни ту, ни другую крайность. Предложенное Кэйвлом прочтение показывает, что пьеса «Конец игры» Беккета по сути является философским высказыванием о притязаниях человеческого разума, что позволяет по-новому прочесть абсурдизм ирландского писателя и драматурга.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бадью А. Малое руководство по инэстетике / пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 156 с.
2. Беккет С. В ожидании Годо / пер. с фр. С. Исаева, А. Наумова. М.: ГИТИС, 1998. 284 с.
3. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I / Пер. с нем. М. С. Козловой, Ю. А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. C. 75–320.
4. Делез Ж. Опустошенный // Беккет С. В ожидании Годо / пер. с фр. С. Исаева, А. Наумова. М.: ГИТИС, 1998. С. 251–282.
5. Исаев С. Длинные вещи жизни // Беккет С. В ожидании Годо / пер. с фр. С. Исаева, А. Наумова. М.: ГИТИС, 1998. С. 5–24.
6. Золотков Г. А. Стэнли Кэйвл // Западная философия ХХ–XXI вв.: Интеллектуальные биографии / Отв. ред. И. Д. Джохадзе. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 227–240.
7. Лукач Д. Социалистический реализм сегодня. А. И. Солженицын в зеркале марксистской критики [Электронный ресурс] // Скепсис: [сайт]. [2006]. URL: https://scepsis.net/library/id_693.html (дата обращения: 31.05.2024)
8. Рясов А. Беккет: путь вычитания. СПб.: Jaromir Hladik press, 2021.
9. Эсслин М. Сэмюэль Беккет. В поисках себя // Эсслин М. Театр абсурда / Пер. с англ. Г.В. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. С. 31–94.
10. Adorno T. W. Versuch, das Endspiel zu verstehen // Noten zur Literatur II. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1961.
11. Cavell S. Ending the Waiting Game. A Reading of Beckett’s Endgame // Cavell S. Must me mean what we say? Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 107–150.
12. Rudrum D. From the sublime to the ordinary: Stanley Cavell’s Beckett // Textual Practice. 2009. Vol. 23. No. 4. P. 543–558.
Опубликована
2025-02-26
Как цитировать
ЗОЛОТКОВ, Григорий Алексеевич. С. КЭЙВЛ О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ «КОНЦА ИГРЫ» С. БЕККЕТА. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 1(495), p. 127-132, feb. 2025. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2768>. Дата доступа: 18 apr. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2025-495-1-127-132.

Ключевые слова

театр абсурда
перформативность
подразумевание
философия
«Конец игры»
С. Беккет
С. Кэйвл