СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИЁМА НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

Одним из распространенных приёмов, используемых политиками различных стран, является навешивание ярлыков, что позволяет манипулировать общественным мнением и дискредитировать оппонентов. Это ведет к появлению в политическом медиапространстве множества интересных с точки зрения лингвистического анализа явлений, которые требуют более детального изучения в контексте языкового дискурса и могут быть вовлечены в стратегические коммуникации разных стран. Цель данной статьи за ключается в изучении приёма «навешивания ярлыков», анализе способов, используемых для формирования имиджа, а также выявлении общих и отличительных черт реализации этого приёма в американских, британских, испанских и российских СМИ. В статье акцент сделан на разграничении понятий «ярлык» и «приём навешивания ярлыков», что является важным для понимания их влияния на формирование общественного мнения и политических идентичностей. Для достижения поставленных целей были проанализированы примеры из англоязычных (американских и британских), испанских и российских СМИ, а также проведен сравнительно-сопоставительный анализ использования приема навешивания ярлыков в США, Великобритании, Испании и Российской Федерации. Было выявлено, что ключевыми способами актуализации приема «навешивания ярлыков» являются пейоративы, дисфемизмы, метафоры и метонимии, и они активно используются для формирования негативного имиджа и подрыва репутации конкурентов. Метафоры и метонимии нами рассматриваются также как инструменты, способствующие созданию и закреплению стереотипов в политическом дискурсе. Исследование показало, что в СМИ этих стран частотность вышеперечисленных способов актуализации приема «навешивания ярлыков» разная, приведены также данные о том, какие из приемов «навешивания ярлыков» встречаются чаще, а какие — реже. Отметим, что все примеры, приведенные в статье, рассматриваются исключительно с лингвистической точки зрения и не имеют целью оскорбить кого-либо или что-либо пропагандировать.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бодулева А. Р., Янгирова Г. В. Дисфемизмы как средства выражения субьективной модальности для реализации манипулятивной цели автора массмедийного сообщения // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disfemizmy-kak-sredstva-vyrazheniya-subiektivnoy-modalnosti-dlya-realizatsii-manipulyativnoy-tseli-avtora-massmediynogo/viewer (дата обращения: 06.07.2024).
2. Быкова О. Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ // Речевое общение. Вып. 1. Красноярск, 2000. С. 42–53.
3. Виноградова С. А. Инструменты речевой манипуляции в политическом медиадискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 2. С. 95–101.
4. Гладилин А. В. Табу и слуры // Российский лингвистический бюллетень. 2022. № 1 (29). URL: https://rulb.org/archive/1-29-2022-april/tabu-i-slury (дата обращения: 01.07.2024).
5. Жабина Л. В., Карапетова И. Н. К вопросу о наиболее и наименее часто использующихся лексико-грамматических приёмах речевого манипулирования в политических текстах // Российский лингвистический бюллетень. 2024. № 3 (51). URL: https://rulb.org/archive/3-51-2024-march/10.18454/RULB.2024.51.18 (дата обращения: 21.06.2024).
6. Жабина Л. В., Карапетова И. Н., Кара-Казарьян Т. В., Федотова В. Ю. Сравнительная характеристика дискурса политических лидеров (на материале выступлений Д. Трампа и Э. Макрона) // Russian Linguistic Bulletin. 2022. № 8 (36). URL: https://rulb.org/archive/8-36-2022-december/10.18454/RULB.2022.36.5 (дата обращения: (21.06.2024).
7. Иванов Л. Ю. Пиар есть пиар — примеры речевой манипуляции в новом российском политическом дискурсе // Sprach · Literatur · Politik. Ost-und Sudosteuropa im Wandel/hgg. B. Symanzik, G. Birkfellner, A. Sproede. Hamburg, 2004. S. 33–62.
8. Ильичева Ю. А. Речевое манипулирование в политическом тексте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. № 4. URL: https://rulb.org/archive/3-51-2024-march/10.18454/RULB.2024.51.18 (дата обращения: 20.06.2024).
9. Копнина Г. А. Речевое манипулирование [Электронный ресурс]: учеб. Пособие. 4-е изд., испр. М.: ФЛИНТА, 2012. 170 с.
10. Нахимова Е. А., Руженцева Н. Б. Функции ярлыка в коммуникативном портрете политика (на материале современных печатных СМИ) // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-yarlyka-v-kommunikativnom-portrete-politika-na-materiale-sovremennyh-pechatnyh-smi/viewer (дата обращения: 24.06.2024).
11. Рыжкова Е. В., Кокконен Е. И. «Навешивание ярлыков» как прием реализации тактики унижения и оскорбления в британском предвыборном медиадискурсе 2022 года // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naveshivanie-yarlykov-kak-priem-realizatsii-taktiki-unizheniya-i-oskorbleniya-v-britanskom-predvybornom-mediadiskurse-2022-goda/viewer (дата обращения: 23.06.204).
12. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Политические ярлыки в современном русскоязычном медиадискурсе // Русская речь. 2019. № 1. С. 44–57.
13. Якунин С. А. Интерпретационный диссонанс в медиадискурсе информационной войны // Новые вызовы в новой науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 305–316.
14. Dijk T. A. van. Discourse and Manipulation // Discourse and Society. 2006. No. 17 (2). URL: https://discourses.org/wp-content/uploads/2022/07/Teun-A.-van-Dijk-2006-Discourse-and-manipulation.pdf (дата обращения :17.06.2024).
15. Edward S. Herman, Noam Chomsky. Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media. New York: Pantheon Books, 1988; ISBN 0-679-72034-0. 464 p.
16. Saussure L. de. Manipulation and Cognitive Pragmatics: Preliminary Hypotheses https://www.researchgate.net/publication/267855716_Manipulation_and_cognitive_pragmatics_Preliminary_hypotheses (дата обращения 17.06.2024).
Опубликована
2025-03-24
Как цитировать
ЖАБИНА, Людмила Владимировна; КАРДАНОВА, Марьяна Лионовна; ПАВЛОВА, Мария Геннадиевна. СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИЁМА НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 2 (496), p. 27-35, mar. 2025. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2772>. Дата доступа: 25 may 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2025-496-2-27-35.

Ключевые слова

медиадискурс, политический дискурс, навешивание ярлыков, речевое манипулирование, языковые изменения, пейоратив, дисфемизм, метафора, метонимия, политическая культура, информационная война