Иноязычное образование в неязыковом российском вузе: опыт реализации и перспективы развития

  • Ирина Александровна Бобыкина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация




В статье представлен опыт организации иноязычного образования в неязыковом российском вузе. Автор обращает внимание на значимость влияния актуальных социально-экономических, политических, методических и индивидуальных факторов на исследуемую педагогическую систему. Среди ключевых факторов выделяются интеграционные процессы, социальная и академическая мобильность, цифровизация разных сфер жизнедеятельности,востребованность английского языка в обществе. Описываются ключевые изменения ее структурных компонентов: целевого, содержательного и технологического. Отмечается дифференциация целей иноязычного образования на уровне бакалавриата и специалитета/магистратуры, требующих не только овладения способностью к устной и письменной иноязычной коммуникации, но и способностью применять современные коммуникативные технологии на изучаемом языке. Современное образовательное пространство, предопределяющее большую субъектность обучающегося, и более четкая дифференциация целей и результатов обусловливают задачу изучения притязаний, ожиданий и потребностей обучающихся иностранному языку в неязыковом вузе, а также актуализации содержания иноязычного образования в целях обеспечения возможности приобретения студентами личностного опыта как в будущей профессиональной сфере, так и жизнедеятельности в целом. Одной из инновационных задач преподавателей иностранных языков вуза становится проектирование и реализация интерактивной инновационной образовательной среды. Вместе с тем, следует признать необходимость изучения дидактических возможностей взаимодействия в образовательном процессе с искусственным интеллектом. Результаты анализа представленного опыта позволили выявить специфику текущего состояния системы иноязычного образования в неязыковом вузе и обозначить перспективные направления ее дальнейшего изучения в целях поиска эффективных путей управления и своевременной трансформации.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой делового иностранного языка

Литература

Абдалина Л.В. Потенциал личности как фактор самореализации // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: Материалы II-ой международной научно-практической конференции: в 2-х частях. под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 12-14.
Ащеулов К. А., Нятина Н. В. Специфика профессиональной самореализации современного студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019, No4 (36). С. 17-23.
Бобыкина И. А. К вопросу об актуализации содержания иноязычной подготовки обучающихся магистратуры // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021.Т. 13, No 2(52). С. 10-18.
Вербицкий А. А. Иноязычное образование в контексте профессии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. No 2(796). С. 126-141.
Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Томск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2002. 212 с.
Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. No 2. С.18-21.
Коннова Н. М. Понятие «самореализация личности»: междисциплинарный анализ // Известия ВГПУ. 2021. No8 (161). С. 13-20.
Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. 222 с.
Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. No1. С.28-36.
Мартынова Т.Н., Пфетцер А.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. No1(45). С. 145-151.
Организация образовательного процесса вузов с использованием технологий смешанного и дистанционного обучения в условиях пандемии: региональный опыт. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2022. 672 с.
Рубцова А. В., Алмазова Н. И. Стратегия развития профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. No 2. С. 107-114.
Сысоев П.В. Ключевые вопросы реализации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку и профильным дисциплинам в российских вузах // Иностранные языки в школе. 2021. No 5. С. 10-19.
Тарева Е. Г. Профильное обучение иностранным языкам как направление реформирования языкового образования // Иностранные языки в школе. 2023. No 5. С. 4-11.
Хуторской А. В. Концепция образования, сообразного человеку // Вестник Института образования человека. 2011. No 2. С. 1–16. URL : https://xn–h1am1a.xn–p1ai/journal/2011/200/.
Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Москва : Прогресс-Традиция, 2003. 176 с.

References
Abdalina, L. V. (2015). Potencial lichnosti kak faktor samorealizacii [Potential personality as a factor of self-realization].Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti: Materialy II-oj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. pod red. E.P. Komarovoj. Voronezh. 12–14. (In Russ.).
Ashcheulov, K. A., Nyatina, N. V. (2019). Specifika professional’noj samorealizacii sovremennogo studenta [Specifics of professional self- realization of a modern student]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Vol. 4 (36). 17–23. (In Russ.).
Bobykina, I. A. (2021). K voprosu ob aktualizacii soderzhaniya inoyazychnoj podgotovki obuchayushchihsya magistratury [To the issue of updating the content of foreign language training for master’s students]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. Vol. 2 (52). 10–18. Verbickij, A. A. (2018). Inoyazychnoe obrazovanie v kontekste professii [Foreign language education in the context of a profession]. Vestnik
Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Vol. 2 (796). 126–141. (In Russ.). Galazhinskij, E. V. (2002). Sistemnaya determinaciya samorealizacii lichnosti [System determination of personality self-realization]. Tomsk: Federal’noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego professional’nogo obrazovaniya Nacional’nyj
issledovatel’skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 212 p. (In Russ.).
Zimnyaya, I. A. (2006). Obshchaya kul’tura i social’no-professional’naya kompetentnost’ cheloveka [General culture and socio-
professional competence of a man]. Professional’noe obrazovanie. Vol. 2. 18-21. (In Russ.).
Konnova, N. M. (2021). Ponyatie «samorealizaciya lichnosti»: mezhdisciplinarnyj analiz [The concept of «personal self-realization»:
interdisciplinary analysis]. Izvestiya VGPU. Vol. 8 (161). 13-20. (In Russ.).
Korostyleva, L. A. (2005). Psihologiya samorealizacii lichnosti: zatrudneniya v professional’noj sfere [Psychology of personal self-
realization: difficulties in the professional sphere]. SPb. Izd-vo «Rech’». 222 p. (In Russ.).
Kudinov, S. I., Krupnov, A. I. Sistemnaya model’ samorealizacii lichnosti [Systemic model of personal self- realization]. Vestnik RUDN.
Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2008. Vol. 1. 28–36. (In Russ.).
Martynova, T. N., Pfetcer, A. A. (2022). Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional’no-lichnostnogo razvitiya studentov v
usloviyah cifrovoj obrazovatel’noj sredy vuza [Psychological and pedagogical support for professional and personal development of students in the digital educational environment of the university]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Vol. 1(45). 145–151. (In Russ.).
Organizaciya obrazovatel’nogo processa vuzov s ispol’zovaniem tekhnologij smeshannogo i distancionnogo obucheniya v usloviyah pandemii: regional’nyj opyt (2022) [Organization of the educational process of universities using blended and distance learning technologies in a pandemic: regional experience]. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural’skij gosudarstvennyj universitet (nacional’nyj issledovatel’skij universitet). 672 p. (In Russ.).
Rubcova, A. V., Almazova, N. I. (2017). Strategiya razvitiya professional’no orientirovannogo inoyazychnogo obrazovaniya v vysshej shkole [Strategy for the development of professionally oriented foreign language education in higher education]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. Vol. 2. 107–114. (In Russ.).
Sysoev, P. V. (2021). Klyuchevye voprosy realizacii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku i profil’nym disciplinam v rossijskih vuzah [Key issues in the implementation of CLIL teaching of foreign languages and specialized disciplines in Russian universities]. Inostrannye yazyki v shkole, Vol. 5. 10–19. (In Russ.).
Tareva, E. G. (2023). Profil’noe obuchenie inostrannym yazykam kak napravlenie reformirovaniya yazykovogo obrazovaniya [Profile teaching of foreign languages as a direction for reforming language education]. Inostrannye yazyki v shkole. Vol. 5. 4–11. (In Russ.).
Hutorskoj, A. V. (2011). Koncepciya obrazovaniya, soobraznogo cheloveku [The concept of human-fit education]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. Vol. 2. 8. (In Russ.).
Shvyrev, V. S. (2003). Racional’nost’ kak cennost’ kul’tury [Rationality as a cultural value]. Moscow, Progress-Tradiciya. 176 p. (In Russ.).
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
БОБЫКИНА, Ирина Александровна. Иноязычное образование в неязыковом российском вузе: опыт реализации и перспективы развития. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 24–28, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2529>. Дата доступа: 21 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-24-28.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

высшее иноязычное образование, педагогическая система, неязыковой вуз