Основные подходы к обеспечению доступности инклюзивного высшего образования средствами дистанционных технологий

  • Д.Ф. Романенкова Челябинский государственный университет

Аннотация

Статья посвящена вопросам доступности высшего образования для лиц с инвалидностью. Обоснована эффективность использования дистанционных образовательных технологий для обеспечения доступности инклюзивного высшего образования. Степень внедрения в систему образования дистанционных технологий и цифровых сервисов проанализирована на основе результатов опросов 23 вузов партнерской сети Челябинского государственного университета. Исследование показало слабое их использование вузами в обучении студентов с инвалидностью, недостаточное внимание к вопросам обеспечения доступности цифрового образовательного контента. Обоснованы организационно-педагогические условия, при которых использование дистанционных образовательных технологий будет способствовать обеспечению доступности инклюзивного высшего образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Конвенция о правах инвалидов Конвенция о правах инвалидов : принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 15.03.2021).
2. Косова, Е. А. Доступность массовых открытых онлайн курсов по компьютерным наукам и программированию для лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Косова, А. С. Гапон,К. И. Редкокош // Открытое образование. — 2020. № 5. — С. 47—62. — DOI: 10.21686/1818-4243-
2020-5-47-62
3. Курбангалеева, Е. Ш. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Е. Ш. Курбангалеева, Н. Д. Веретенников // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22. — № 1. — C. 169—180. — DOI: 10.17759/
pse.2017220118.
4. Мартынова, Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями : монография / Е. А. Мартынова. — Челябинск : Челяб. гос. ун-т., 2002. — 383 с.
5. Мартынова, Е. А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях : учеб. пособие /Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович. — [2-е изд., доп. и перераб.] — Челябинск :
Полиграф-Мастер, 2016. —101 с.
6. Панюкова, С. В. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью [Электронный ресурс] / С. В. Панюкова, В. С. Сергеева // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 3. — С. 72—83.
7. Романенкова, Д. Ф. Методы педагогического контроля качества учебной деятельности в системе дистанционного обучения / Д. Ф. Романенкова // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Образование. Педагогические науки». — 2013. — Т. 5, № 1. — С. 121—126.
8. Романенкова, Д. Ф. Особенности реализации профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Д. Ф. Романенкова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — URL: www.science-education.ru/110-9841 (дата обращения: 06.03.2021).
9. Шутова, А. С. Открытое образование для людей с ограниченными возможностями здоровья: задачи дизайна / А. С. Шутова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2018 — № 1 (36). — С. 85—91.
10. Ярская-Смирнова, Е. Р. Доступность высшего образования для инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов // Университетское управление: практика и анализ. — 2005. — № 1. — URL: https://сyberleninka.ru/article/n/dostupnost-vysshego-obrazovaniya-dlya-invalidov (дата обращения: 14.03.2021).
Опубликована
2023-01-06
Как цитировать
РОМАНЕНКОВА, Д.Ф.. Основные подходы к обеспечению доступности инклюзивного высшего образования средствами дистанционных технологий. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 1(13), p. 27-32, jan. 2023. ISSN 2409-4102. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/1847>. Дата доступа: 08 sep. 2024

Ключевые слова

инклюзивное высшее образование, доступность образования, дистанционные образовательные технологии, ассистивные технологии.