ГЕНЕЗ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЁХ ЛЕТ

  • Елена Викторовна Шереметьева Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет http://orcid.org/0000-0002-4925-1148
  • Яна Владимировна Ясинская Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация

Артикуляционный праксис представляет собой двигательные акты, сознательно регулируемые субъектом на основе имеющейся потребности и объединенные единой целью. Он не является врожденной способностью и развивается со временем. Ранний возраст входит в подготовительную и преддошкольную стадии формирования речевой деятельности. Развитие оральной моторики и формирование артикуляционного праксиса в этом возрасте можно разделить на периоды. Каждый период имеет ряд изменений. Появляется крик, гуление, лепет, модульный лепет, подражания словам взрослых, первые слова и фразы. Меняется пищевое поведение, от жидкой пищи ребёнок переходит к более плотным и густым текстурам, начинает жевать. С физиологической точки зрения изменяется гортань, укрепляются мышцы переферического речевого аппарата, мимическая мускулатура, мышцы шеи, появляются зубы. По мере взросления у ребенка меняется мозговая организация, появляется возможность осуществлять более дифференцированные движения, развивается работа слухового, зрительного, кинестетического анализаторов, формируются третичные поля лобных долей мозга, это дает возможность выделять в речи слово, звук и осуществлять контроль при попытках их произнесения, подстраивать артикуляторный уклад для достижения искомого звучания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. Москва: АСТ, 2005. 382 с.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.
3. Доброгаев С. М. Речевые рефлексы: труды Лаборатории физиологии речи Акад. наук СССР. Москва, Ленинград: 1-я тип. изд-ва Акад. наук СССР в Ленинграде, 1947. 143 с.
4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Москва: Просвещение, 1969. 211 с.
5. Глухов В. П. Онтогенез речевойдеятельности: курс лекций. Москва: МГПУ, 2017. 134 с.
6. Павлов И. П. Полное собрание трудов. Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Режим доступа: http://elib.old.gnpbu.ru/text/pavlov_pss_t6_1952/go,12;fs,1/ (дата обращения 01.10.2024).
7. Печора К. Л. Развитие речи детей раннего возраста. Москва: [б. и.], 1972. 18 с.
8. Пискунов М. А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. Москва: МЕДГИЗ, 1962. 162 с.
9. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1942. 148с.
10. Филичева Т. Б. Основы логопедии. Москва: Просвещение, 1989. 221 с.
11. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии. Москва: Просвещение, 1989. 239 с.
12. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Москва: Сфера, 2003. 284 с.
13. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Возрастная психолингвистика: хрестоматия Москва: Лабиринт, 2004. С. 113–143.
14. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению: монография. Челябинск: Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2019. 282 с.
15. Шереметьева Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста : учеб.-практ. пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2017. 106 с.
16. Шереметьева Е. В. Понимание грамматики обращённой речи детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью: лекция. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 47 с.
17. Simione M, Loret C.,Révérend B.[et al.] Differing structural properties of foods affect the development of mandibular control and muscle coordination in infants and young children // National Library of Medicine. 2018. Vol. 15. № 186. P. 62–72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2018.01.009.
18. Alcock К. The development of oral motor control and language // Down Syndrome. 2006. Vol. 11. № 1. P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.3104/reports.310.
19. Steeve R. W., Moore C. A., Green J. R. [et al.] Babbling, chewing, and sucking: oromandibular coordination at 9 months// Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2008. Vol. 51. № 6. P. 1390–1404.
20. Moore C. A., Ruark J. L. Does speech emerge from earlier appearing oral motor behaviors? // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 1996. Vol. 39. № 5. P. 1034–1047. DOI: https://doi.org/10.1044/jshr.3905.1034.
Опубликована
2025-01-14
Как цитировать
ШЕРЕМЕТЬЕВА, Елена Викторовна; ЯСИНСКАЯ, Яна Владимировна. ГЕНЕЗ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЁХ ЛЕТ. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 3(27), p. 32-38, jan. 2025. ISSN 2409-4102. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/2742>. Дата доступа: 18 apr. 2025

Ключевые слова

ранний возраст, артикуляционный праксис, оральный праксис, раннее развитие, оральная моторика, артикуляционная моторика