Диагностика письменной речи обучающихся основной школы с тяжёлыми нарушениями речи: технология проектирования

  • Н.В. Войниленко Специальная (коррекционная) школа-интернат №11 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлыми нарушениями речи) г. Челябинска
  • Е.В. Шереметьева Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет http://orcid.org/0000-0002-4925-1148

Аннотация

В данный период времени недостаточно исследований, изучающих состояние письменной речь обучающихся основной школы с тяжёлыми нарушениями речи (Далее – ТНР). Школы, в которых обучаются дети с ТНР, сталкиваются с серьёзной проблемой отсутствия диагностических методик письменной речи в основной школе. В силу малоисследованности состояния письменной речи детей с ТНР с 5 по 9 классы нами рассматривается проблема разработки содержания обследования.
Целью обобщения данного опыта является описание технологии, которая позволит коллективам школ в проектном режиме разрабатывать диагностику состояния письменной речи обучающихся. Мы предлагаем обобщение опыта проектирования диагностического инструментария педагогическим коллективом школы-интерната №11 г. Челябинска для детей с ТНР в сотрудничестве с кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». В результате такого обобщения мы предлагаем шесть этапов проектирования диагностики письменной речи обучающихся основной школы с тяжёлыми нарушениями речи. Полученные результаты позволят своевременно выявить риски освоения письменной речи, предупредить их и подготовить обучающихся  с ТНР к успешному прохождению итогового государственной аттестации (ГВЭ) по русскому языку. Тем самым, полученные результаты вносят вклад в теорию и практику инклюзивного образования обучающихся с ТНР основной школы.


DOI: https://doi.org/10.24411/2409-4102-2022-10108

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 157 с.
2. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна; [Место защиты: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования]. Москва, 2009.
3. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. Москва: Айрис-Пресс, 2005. 240 с.
4. Русецкая М.Н. стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Русецкая Маргарита Николаевна; [Место защиты: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования]. Москва, 2009.
5. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках основного общего образования / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой. Москва: Национальный книжный центр, 2016. С. 83–114.
Опубликована
2022-04-19
Как цитировать
ВОЙНИЛЕНКО, Н.В.; ШЕРЕМЕТЬЕВА, Е.В.. Диагностика письменной речи обучающихся основной школы с тяжёлыми нарушениями речи: технология проектирования. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 1(17), p. 48-53, apr. 2022. ISSN 2409-4102. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/929>. Дата доступа: 27 july 2024

Ключевые слова

обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи, письмо, самостоятельная письменная речь, технология, чтение