Взгляд на Китай Казахстанских СМИ сквозь призму инициативы «один пояс – один путь»

Аннотация

Статья посвящена изучению образа Китая в казахстанских СМИ, который рассматривается в контексте продвижения китайской инициативы «Один пояс – один путь». Отмечается, что методы корпусной лингвистики, используемые для изучения материалов СМИ, в сочетании с контент-анализом позволяют продемонстрировать объективные результаты и оценки. С использованием данных методов авторами данной статьи исследованы материалы 1067 новостных сообщений, опубликованных в пяти ведущих казахстанских СМИ с 2013 года по 2021 год. В статье представлены результаты анализа, проведенного в соответствии со следующими параметрами: плотность новостей, состав коллокаций слова «путь», ключевые слова корпуса новостных сообщений. Авторы делают выводы о том, что плотность новостей показывает непрерывное увеличение числа сообщений о китайской инициативе; коллокации слова «путь» показывают устойчивое внимание СМИ к государственным визитам представителей обеих стран, к мероприятиям, посвященным сотрудничеству и к вопросам экономического взаимодействия; ключевые слова демонстрируют позитивные оценки деятельности Китая в его партнерстве с Казахстаном. В результате утверждается, что в казахстанских СМИ представлен образ Китая как надежного инициатора сотрудничества, взаимовыгодного партнера и большого друга.
Исследование выполнено при финансовой поддержке проекта реформы преподавания высшего образования в провинции Гуандун Китая 2019 года (грант № 21000-31911130).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

доктор филологических наук, доцент факультета русского языка, Институт международных исследований

##submission.authorWithAffiliation##

аспирант Института России, Восточной Европы и Центральной Азии

Литература

1. Gel'vig, S. Ya. (2020). Kitay i Kazakhstan: novyy uroven' razvitiya otnosheniy v kontekste initsiativy «odin poyas, odin put'» [China-Kazakhstan Economic Relations in the Context of the “One Belt, One Road” Initiative]. Vestnik Tikhookeanskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Bulletin of the Pacific State University], 1 (56), pp. 81–88. (in Russ.).
2. Go Litszyun', Tszyuy Chuan'ya. (2021). Initsiativa «Odin poyas, odin put'» v novostnom diskurse vedushchikh SMI Respubliki Belarus' [Initiative “One Belt, One Road” in the news discourse of the leading mass media of the Republic of Belarus]. Politicheskaya lingvistika [Political linguistics], 4, pp. 116–127. (in Russ.).
3. Zuenko, I. Yu. (2018). Odin “Poyas”, dva puti: vospriyatie kitayskikh integratsionnykh initsiativ v Rossii i Kazakhstane (2014–2017) [One “Belt”, Two Paths: Perception of Chinese Integration Initiatives in Russia and Kazakhstan (2014–2017)]. Rossiya i ATR [Rossiya i ATR], 1, pp. 118–132. (in Russ.).
4. Kuramaeva, G., Nurdavletova, S. (2018). Politika “myagkoy sily” KNR v otnoshenii stran Tsentral'noy Azii (na primere Kazakhstana) [“Soft Power” policy of China in relation to Central Asian countries (on the example of Kazakhstan)]. Tsentral'naya Aziya i Kavkaz [Central Asia and the Caucasus], 21 (3), available at: https://ca-c.org.ru/journal/2018/journal_rus/cac-03/02.shtml (accessed 20.12.2021). (in Russ.).
5. Xu Hong, Zhang Jiahui. (2021). Izuchenie internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya: novye metody i podkhody [Studying the internationalization of higher education: new methods and approaches]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 25 (2), pp. 123–140. (in Russ.).
6. Tokeeva, A., Raev, D., Dauen, D. (2020). Odin Poyas – Odin Put'. Vygody i perspektivy dlya Kazakhstana [One Belt - One Road. Benefits and Prospects for Kazakhstan]. Tsentral'naya Aziya i Kavkaz [Central Asia and the Caucasus], 23 (1), available at: https://ca-c.org.ru/journal/2020/journal_rus/cac-01/07.shtml (accessed 20.12.2021). (in Russ.).
7. Fedyuchenko, L. G. (2017). Logiko-gnoseologicheskaya klassifikatsiya obshchetekhnicheskikh terminov predmetnoy oblasti «Neftegazovoe oborudovanie» [Logical and Epistemological Classification of General Technical Terms of the Subject Area “Oil and Gas Equipment”]. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [Bulletin of PNRPU. Problems of linguistics and pedagogy], 2, pp. 48–57. (in Russ.).
8. Chernyshev, A. A., Chernysheva, N. A. (2019). “Odin poyas i odin put'”: analiz effektov vneshnetorgovoy politiki Kitaya na Rossiyu i Kazakhstan [“One Belt and One Road”: Analysis of the Effects of China's Foreign Trade Policy on Russia and Kazakhstan]. Risk: Resursy, Informatsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya [Risk: Resources, Information, Procurement, Competition], 1, pp. 230–234. (in Russ.).
9. Shvetsova, M. G. (2012). Rol' SMI v konstruirovanii obraza strany [The role of the media in the construction of the country's image]. Problemy istorii, filologii, kul'tury [Problems of history, philology, culture], 3 (37), pp. 288–298. (in Russ.).
10. Martin, J. R. (1986). Grammaticalising Ecology: The Politics of Baby Seals and Kangaroos. Sydney, pp. 225–268.
11. Scott, M., Tribble, Ch. (2006). Textual patterns: key words and corpus analysis in language education. Amsterdam, 203 p.
12. Tolipov, F. (2018). One Belt, One Road in Central Asia: Progress, Challenges, and Implications. In: Securing the Belt and Road Initiative. Singapore, pp. 181–195.
13. Widdowson, H. J. R. (2007). Firth. Papers in Linguistics. International Journal of Applied Linguistics, 17 (3), pp. 402–413.
14. Van Syaosi. (2017). Analiz obraza Kitaya, skonstruirovannogo v Rossiyskikh SMI v kontekste Odnogo poyasa odnogo puti [Analysis of the image of China, constructed in the Russian media under the context of Belt and Road]. Izuchenie inostrannykh yazykov v Severo-vostochnoy Azii [Study of foreign languages in Northeast Asia], 5 (2), pp. 10–14. (in Chin.)
15. She Shikhun, Khuan Veyyuan', Sartov, I. (2020). Postroenie kitayskogo obraza v vedushchem macc-media Kazakhstana: kontent-analiz novostey o Kitaem v period 2013–2017 gg. v «Kazakhstanskoy pravde» [Building a Chinese image in the leading mass-media of Kazakhstan – content analysis of news related to China in the period 2013–2017 in “Kazakhstanskaya Pravda”]. Novosti i kommentarii kommunikatsii [News and communication comments], 73 (01), pp. 107–116. (in Chin.)
16. Li Tsi. (2020). Stigmatizatsiya obshchestvennogo mneniya Kitaya v Tsentral'noy Azii: prichiny i resheniya [Stigmatization of Chinese Public Opinion in Central Asia: Causes and Solutions]. Zhurnal Pedagogicheskogo universiteta Shen'si (izdanie po filosofii i obshchestvennym naukam) [Journal of Shaanxi Normal University (publication on philosophy and social sciences], 49 (05), pp. 5–24. (in Chin.)
17. Chzhan Tszyakhuey. (2021). Perevod na russkiy yazyk otcheta o rabote kitayskogo pravitel'stva, osnovannogo na korpuse, s ispol'zovaniem statisticheskogo analiza slovosochetaniy v kachestve primera [Translation into Russian of the report on the work of the Chinese government based on the corpus, using statistical analysis of phrases as an example]. Vostochnyy perevod [Oriental Translation], 01, pp. 45–51. (in Chin.)
18. Van Minyuy, Lyu Tszye. (2016). Chastotnyy analiz slov i perevod kitaysko-russkoy politicheskoy literatury: na primere sravneniya otcheta o rabote pravitel'stva Kitaya za 2013–2014 gg. s Poslaniem Rossii [Frequency analysis of words and translation of Chinese-Russian political literature: on the example of comparing the report on the work of the Chinese government for 2013-2014, with the Address of Russia]. Vestnik Tyan'tszin'skogo universiteta inostrannykh yazykov [Bulletin of the Tianjin University of Foreign Languages], 23 (03), pp. 16–80. (in Chin.)
19. Yan Sysyun'. (1999). Vzglyad na potok informatsii dlya auditorii. Razgovor o klassifikatsii informatsii, plotnosti informatsii i informatsionnoy intensivnosti sredstv massovoy informatsii [Perspectives of the flow of information to the audience. On the classification, density and power of information in the media]. Akademicheskiy obmen [Academic exchange], 4, pp. 152–155. (in Chin.)
20. Lyan Maochen, Li Ven'chzhun, Syuy Tszyatszin'. (2010). Uchebnoe posobie po primeneniyu Korpusa [Corpus Application Tutorial]. Pekin: Izd-vo prepodavaniya inostrannykh yazykov i issledovaniya. 241 p. (in Chin.)
Опубликована
2022-06-06
Как цитировать
ГО, Лицзюнь; ЧЖАН, Цзяхуэй. Взгляд на Китай Казахстанских СМИ сквозь призму инициативы «один пояс – один путь». Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (44), p. 108-119, june 2022. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/1216>. Дата доступа: 27 july 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10214.
Раздел
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, PR, БРЕНДИНГ, МЕДИА

Ключевые слова

Китай, имидж, Один пояс – один путь, медиадискурс, корпусная лингвистика