Жизнь оперы в цифровом пространстве: «третий жанр» гибридной культурной формы
Аннотация
Статья посвящена анализу функционирования классической оперы в интернет-пространстве, осмыслению феномена цифровизации оперного искусства. Цифровизация понимается авторами как процесс трансформации традиционно существующих явлений, феноменов и практик под воздействием интернет-технологий, а также результаты данного процесса, воплощенные в виртуальных (бытующих в цифровом пространстве) форматах репрезентации объектов. На примере вхождения оперы в новую для нее среду авторы предлагают рассматривать рождение «третьего жанра» – гибридной культурной формы оперного искусства. Логика гибридизации анализируется в статье с опорой на концепции «культуры nobrow» Д. Сибрука, «софт-культуры» Л. Мановича и «культуры потока» П. Флиппи.
Особое внимание уделяется интерактивной природе социальных медиа и, в частности, платформе Instagram (признана экстремистской и запрещена на территории РФ) (самой популярной среди российских оперных театров и оперных исполнителей). Анализируются данные учетных записей наиболее популярных оперных исполнителей на платформе Instagram по двум показателям: количество подписчиков (топ-10 аккаунтов звезд) и активность оперных исполнителей в размещении контента (активность включения в сетевую коммуникацию). Включенность оперных исполнителей в социальные медиа оценивается как продвижение особого типа идентичности цифровой личности, при которой приоритетной оказывается коммуникативная открытость: сознательное транспонирование выборочных фрагментов собственной биографии в цифровое пространство. Цифровая личность также определяется с позиций гибридизации: как гибридная форма, соединяющая субъекта (реальную личность оперного исполнителя) и его виртуального референта (цифровая личность). Делается вывод о том, что в стратегиях самопрезентации цифровых личностей наблюдается переход от визуальности – к цифровой тактильности (возможности пользователям прикоснуться к жизни оперной звезды, дистанцированной от них в офлайн-коммуникации).
Скачивания
Литература
2. Gustyakova, D. U. (2020). Klassika na grani massovoj kul'tury: strategii reprezentacii [Classics on the Verge of Mass Culture: Strategies of Representation]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], Vol. 6, pp. 199–208. (In Russ.)
3. Dukov, E. V. (2016). Set': publika i iskusstvo [Net: Public And Art]. Moscow, GII Publ., 212 p. (In Russ.)
4. Manovich, L. (2018). Teorii soft-kul'tury [Soft Culture Theories]. Nizhnij Novgorod: Krasnaya lastochka Publ., 208 p. (In Russ.)
5. Novikova, A. A. (2020). Kul'turnye industrii kak chast' publichnoj sfery: transformaciya form souchastiya [Cultural Industries as a Part of the Public Sphere: Transformation of Forms of Complicity]. Voprosy sovremennoj kul'tury [Questions of modern culture], 1, pp. 65–86. (In Russ.)
6. Sibruk, D. (2015). Nobrow. Kul'tura marketinga. Marketing kul'tury [Nobrow. Marketing Culture. Cultural marketing]. Moscow, Ad Marginem Publ., 240 p. (In Russ.)
7. Strakovich, U. V. (2016). Sovremennaya civilizaciya: demassifikaciya hudozhestvennogo sprosa [Modern Civilization: Demassification of Artistic Demand]. Hudozhestvennaya kul'tura [Khudozhestvennaya kultura], 2 (18), available at: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2016-2-18/teoriya-hudozhestvennoy-kultury/5040.html (01.06.2021) (In Russ.)
8. Flier, A. Y. (2019). Fenomen kul'turnoj formy. [The Phenomenon of Cultural Form]. Kul'tura kul'tury [Culture of culture], available at: http://cult-cult.ru/phenomenon-of-cultural-form/ (5.02.21) (In Russ.)
9. Fortunatov, A. N. (2019). Taktil'nost' setevoj kommunikacii v epohu repost-moderna [The Tactility of Network Communication in the Era of Modern Repost]. Revolyuciya i evolyuciya: modeli razvitiya v nauke, kul'ture, obshchestve. trudy II Vserossijskoj nauchnoj konferencii [Revolution and evolution: models of development in science, culture, society. Proceedings of the II All-Russian Scientific Conference]. Nizhnij Novgorod, pp. 294-296. (In Russ.)
10. Cvetkovskaya, T. A. (2020). Musicking: smysly ispolneniya i slushaniya [Musicking: Meanings of Performing and Listening]. Hudozhestvennaya kul'tura [Artistic Culture], Vol. 4. pp. 526–541 (In Russ).
11. Sрapinskaya, E. N. (2017). Opera na ekrane [Opera on the screen]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], Vol. 1, pp. 265–270 (In Russ.)
12. Eval'yo, V. D. & Krutous, V. P. (2021). "Gumanizaciya iskusstva": muzei v internet-srede [Humanization of Art: Museums in the Internet Environment]. Hudozhestvennaya kul'tura [Artistic Culture], Vol. 1, pp. 222–243 (In Russ.)
13. Baldwin, А. (2009). Applied theatre: performing the future. Australasian Psychiatry, 17 (1), pp. 133–136. DOI: https://doi.org/10.1080/10398560902948506.
14. Beaoudoin, C. Social Media Strategies for Community Theaters: Instagram Opera with @MetOpera. Ticketpeak, available at: https://ticketpeak.site/social-media-strategies-for-community-theaters-an-instagram-opera-tunities-with-metopera/ (accessed: 01.06.2021).
15. Cox, G. (2014). Prehistories of the Post-digital: some old problems with post-anything. APRJA: open-access research journal, Vol. 3, № 1. https://doi.org/10.7146/aprja.v3i1.116087.
16. Flichy, P. (1991). Les industries de l’imaginaire. Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble, 275 р.
17. Jones, J. (2016). Social Media, Marketing, and the Opera Singer. A Research Paper Presented in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Doctor of Musical Arts.
Ключевые слова
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Людмила Борисовна Зубанова, Сергей Борисович Синецкий, Мария Львовна Шуб, Преподаватели вузов культуры: научная активность и профессиональная удовлетворенность , Челябинский гуманитарий: № 2 (59) (2022): Челябинский гуманитарий