Проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в сфере массмедиа: мнение российской аудитории

  • Анна Анатольевна Морозова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0003-4510-421X
  • Анастасия Дмитриевна Арсентьева Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация

В статье поставлена цель определить отношение российской аудитории к работе искусственного интеллекта, в том числе в сфере массмедиа. Был применен метод анкетирования в виде социологического опроса аудитории (N=500). Анкета включила в себя четыре раздела: осведомленность респондента о работе искусственного интеллекта в сфере социальных медиа, отношение к грядущим переменам в обществе в связи с развитием данных технологий, сравнение и оценка материалов робота-журналиста и человека, а также общая информация о респонденте. По итогу опроса можно говорить о поверхностном уровне информированности у опрошенной аудитории об основах работы искусственного интеллекта, а также о слабом применении данных технологий в журналистике.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования

##submission.authorWithAffiliation##

магистрант факультета журналистики

Литература

1. Gradyushko, A. A. (2017). Digitalizaciya belorusskih pechatnyh SMI: modeli ispol'zovaniya social'nyh media [Digitalization of the Belarusian print media: models of social media use]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 3 (25), pp. 127–134. (In Russ.)
2. Zamkov, A. V. i dr. (2017). Robotizirovannaya zhurnalistika: ot nauchnogo diskursa k zhurnalistskomu obrazovaniyu [Robotic journalism: from scientific discourse to journalism education]. Mediaskop [Mediascope], 2, available at: http://www.mediascope.ru/2295 (accessed: 05.03.2022). (In Russ.)
3. Zorin, K. A. (2016). Mediafuturologiya: zhurnalistika smysla v usloviyah robotizacii mediaproizvodstva i obshchestva [Mediafuturology: Journalism of Meaning in the Conditions of Robotization of Media Production and Society], Mediaskop [Mediascope], 1, available at: http://www.mediascope.ru/node/2078, (accessed: 29.03.2022). (In Russ.)
4. Ivanov, A. D. (2015). Robotizirovannaya zhurnalistika i pervye algoritmy na sluzhbe redakcij mezhdunarodnyh SMI [Robotic journalism and the first algorithms in the service of international media editorial offices]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Znak: problematic field of media education], 2 (16), pp. 32–40. (In Russ.)
5. Krivonogova, A. E. & Zaripova, R. S. (2018). Problemy i perspektivy razvitiya industrii iskusstvennogo intellekta [Problems and prospects for the development of the artificial intelligence industry]. Alleya nauki [Alley of Science], V. 3, 1, pp. 869–871. (In Russ.)
6. Miroshnichenko, A. (2017). Iskusstvennyj intellekt dlya SMI: strahi bol'she nadezhd [Artificial intelligence for the media: fears more than hopes]. ZHurnalist [Journalist], available at: https://jrnlst.ru/robots-threat (accessed: 29.03.2022). (In Russ.)
7. Projdakov, E. M. (2018). Sovremennoe sostoyanie iskusstvennogo intellekta [The current state of artificial intelligence]. Naukovedcheskie issledovaniya [Scientific research], 2018, pp. 129–153. (In Russ.)
8. Tolkovyj slovar' po iskusstvennomu intellektu [Explanatory dictionary of artificial intelligence] (1992). Moscow: Radio i svyaz' [Radio and communication], 256 p. (In Russ.)
9. CHertovskih, O. O. & CHertovskih, M. G. (2019). Iskusstvennyj intellekt na sluzhbe sovremennoj zhurnalistiki: istoriya, fakty i perspektivy razvitiya [Artificial intelligence in the service of modern journalism: history, facts and development prospects]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], 3, pp. 555–568. (In Russ.)
10. Antheaume, A. (2017). Are you fluent in AI? NiemanLab, available at: https://www.niemanlab.org/2017/12/are-you-fluent-in-ai/ (accessed: 05.03.2022).
11. Levy, S. (2012). Can an Algorithm Write a Better News Story Than a Human Reporter? Wired, available at: http://www.wired.com/gadgetlab/2012/04/can-an-algorithm-write-a-better-news-storythan-a-human-reporter/ (accessed: 05.03.2022).
12. Marconi, F. & Siegman, A. (2017). The Future of Augmented Journalism: A guide for newsrooms in the age of smart machines. JournalismAI, available at: https://insights.ap.org/uploads/images/the-future-of-augmented-journalism_ap-report.pdf (accessed: 05.03.2021).
13. McCartney, J. What is Artificial Intelligence? John McCarthy website, available at: http://jmc.stanford.edu/artificial-intelligence/index.html (accessed: 05.03.2022).
14. Newman, N. (2019). Journalism, Media, and Technology Trends and Predictions. University of Oxford, 48 p.
15. Nilsson, J. (1998). Artificial Intelligence: A New Synthesis. Burlington, Massachusetts, Morgan Kaufmann Publishers, 513 p.
16. Peiser, J. (2019). The Rise of the Robot Reporter. The New York Times, available at: https://www.nytimes.com/2019/02/05/business/media/artificial-intelligence-journalism-robots.html (accessed: 05.03.2022).
17. Van Dalen, A. (2012). The algorithms behind the headlines: How machine-written news redefines the core skills of human journalists. Journalism Practice, 6 (5–6), pp. 648–658.
Опубликована
2022-06-06
Как цитировать
МОРОЗОВА, Анна Анатольевна; АРСЕНТЬЕВА, Анастасия Дмитриевна. Проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в сфере массмедиа: мнение российской аудитории. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (44), p. 150-158, june 2022. ISSN 2070-0695. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/1219>. Дата доступа: 25 feb. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10219.
Раздел
ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА В АСПЕКТЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Ключевые слова

интернет-СМИ, социальные медиа, искусственный интеллект, проблемы, перспективы, робожурналистика, аудитория, социологический опрос