Сравнительный анализ правового статуса внештатных журналистов в России и за рубежом
Аннотация
Новые технологии, повсеместная цифровизация, а затем пандемия коронавируса сделали удалённую работу и фриланс привычной частью нашей действительности. При этом медиасфера является одной из популярных для фриланса. Однако правовой статус фрилансера в российском законодательстве не определён, как и сам термин. Нет у отечественных медиафрилансеров и традиции объединяться в профессиональные сообщества для взаимной поддержки и защиты своих прав и законных интересов. Показательным в этом смысле может оказаться более длительный опыт фриланса западных стран, где большинство внештатных журналистов являются членами профсоюзов и коллективно защищают свои права, достигая конкретных результатов. Мы проанализировали зарубежное законодательство и исследования западных учёных на предмет успешно действующих практик регулирования труда журналистов-фрилансеров, а также нашли в открытых источниках 200 материалов, в которых внештатные журналисты делились своим опытом фриланса, добавив к ним результаты опросов, проведённых нами в тематических онлайн-сообществах медиафрилансеров. Результаты показывают, что российские внештатные журналисты более разрозненны и менее защищены, чем западные. Многие из них сталкивались с недобросовестными клиентами и невыгодными требованиями (например, зарегистрировать статус индивидуального предпринимателя или самозанятого, что перекладывает предпринимательские риски и ответственность на журналиста и фактически является кабальной сделкой). Чтобы решить существующие проблемы, необходимо урегулировать этот вопрос на уровне законодательства, а также изменить менталитет самих внештатных журналистов: они должны коммуницировать и сотрудничать, чувствуя себя коллегами, а не конкурентами.
Скачивания
Литература
Kvasova, Y. R. (2020). Sovremennye tekhnologii trudovyh otnoshenij [Modern technologies of labor relations]. Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitiya, 8–99 (in Russ.).
Koshelev, A. A. (2020). Cpecifika organizacii truda frilansera: po rezul'tatam sociologicheskogo issledovaniya [The specifics of the organization of work of a freelancer: according to the results of a sociological study]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, 63–5, 126–128 (in Russ.).
Oleshko, V. F. & Mukhina, O. S. (2021). Etiko-pravovoj aspekt deyatel'nosti mediafrilanserov cifrovoj epohi [Ethical and legal aspects of the work of freelance journalists of the digital age]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (39), 166–172 (in Russ.).
Osadchaya, E. V. (2022). Istoricheskij aspekt pravovogo statusa frilansa i udalennoj raboty v zarubezhnyh stranah [Historical aspect of the legal status of freelancing and remote work in foreign countries]. Yuridicheskij forum, Penza, 59–61 (in Russ.).
Panas, E. V. (2014). O pravovom regulirovanii frilansa v stranah Evropejskogo soyuza [About the legal regulation of freelancing in the countries of the European Union]. Sbornik nauchnyh statej studentov, magistrantov, aspirantov. Minsk: Chetyre chetverti, pp. 142–144 (in Russ.).
Yakovleva, A. V. & Saraeva, M. V. (2020). Pravovoe regulirovanie frilansa v SSHA [The legal regulation of freelancing in the USA]. Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava, 10 (3–1), 167–181 (in Russ.).
Canter, L. & Wilkinson, E. (2020). Freelancing for journalists. London: Routledge, 222 p.
Norbäck, M. (2021a). Back to the future of journalist work? Entrepreneurial subjectivity and freelance journalism in Sweden. Journalism, 24 (4), 785–802 https://doi.org/10.1177/14648849211033131.
Norbäck, M. (2021b). Glimpses of resistance: Entrepreneurial subjectivity and freelance journalist work. Organization, 28 (3), 426–448.
Norbäck, M. (2022). Maintaining a Freelance Career: How Journalists Generate and Evaluate Freelance Work. Journalism Studies, 23:10, 1141–1159.
Norbäck, M. & Styhre, A. (2019). Making it work in free agent work: The coping practices of Swedish freelance journalists. Scandinavian Journal of Management, 35 (4), 101076.
Salamon, E. (2020). Digitizing freelance media labor: A class of workers negotiates entrepreneurialism and activism. New Media and Society, 22 (1), 105–122.
Ключевые слова
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Владимир Фёдорович Олешко, Ольга Сергеевна Мухина, Деятельность журналистов-фрилансеров в условиях медиатизации «спецоперации» в Украине и западных санкций , Знак: проблемное поле медиаобразования: № 2 (44) (2022): Знак: проблемное поле медиаобразования