КОММУНИКАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ PROQUEST DISSERTATIONS & THESES)

  • Зоя Владимировна Вахрамеева Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия http://orcid.org/0000-0002-4274-0600

Аннотация

В статье представлены результаты исследования документопотока зарубежных диссертаций в области коммуникации науки и общества, опубликованных в международной базе данных ProQuest Dissertation & Theses Global (PQDT). PQDT является крупнейшей базой данных такого рода и в настоящее время содержит около 5 млн диссертаций. Исследование показало, что первые работы стали появляться в 1950-х гг., а с 1980-х гг. отмечается значительный рост количества работ, продолжающийся по настоящее время. Изучение документопотока по отдельным направлениям диссертационных исследований показало стабильный интерес к таким темам, как отношение общества к науке и научная грамотность, кроме того, в последние годы отмечается стремительный рост числа работ по теме гражданской науки.
Благодарности: Статья подготовлена в рамках реализации проекта НИР ГПНТБ СО РАН «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом», код – FWZE-2022-0012; регистрационный номер в ГЗ – 1021053106841-4-1.2.1;5.8.3.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

научный сотрудник

Литература

Айнзидель Э. «Аудитории» и их участие в науке и технике // Пособие по общественным связям в науке и технологиях. Под редакцией Массимиано Букки и Брайана Тренча; перевод с английского. М. : Альпина нон-фикшн, 2018. С. 303–336.
Савина А. К. Ученые степени и звания в зарубежных странах: общее и особенное // Проблемы современного образования. 2015. № 3. С. 10–23. URL: http://www.pmedu.ru/res/2015_3_2.pdf (дата обращения: 31.07.2022).
Bauer M. W. The evolution of public understanding of science – discourse and comparative evidence // Science, Technology and Society. 2009. Vol. 14 (2). Pp. 221–240.
Bodmer W. Public Understanding of Science: The BA, the Royal Society and COPUS // Notes and Records: The Royal Society journal of the history of science. 2010. Vol. 64. Pp. S151–S161. DOI: 10.1098/rsnr.2010.0035.
Bubela T., Nisbet M., Borchelt R. et al. Science communication reconsidered // Nature Biotechnology. 2009. Vol. 27. Pp. 514–518. DOI: 10.1038/nbt0609-514.
De Jong S.P.L., Ketting E., van Drooge L. Highly esteemed science: An analysis of attitudes towards and perceived attributes of science in letters to the editor in two Dutch newspapers // Public understanding of science. 2020. Vol. 29 (1). Pp. 37–52. DOI: 10.1177/0963662519878988.
Dijkstra A. M., de Bakker L., van Dam F., Jensen E. A. Setting the scene // Science communication. An introduction. World Scientific Publishing Co. Pte Ltd., 2020. Vol. 1. Pp. 1–16. DOI: 10.1142/9789811209888_0001.
Fischhoff B. The sciences of science communication // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2012. Vol. 110. Pp. 14033–14039. DOI: 10.1073/pnas.1213273110.
From PUS to PEST // Science. 2002. Vol. 298. № 5591. Pp. 49.
Funtowicz S. O., Ravetz J. R. Science for the post-normal age // Futures. 1993. Vol. 25. № 7. Pp. 739–755.
Gascoigne T., Schiele B. Introduction. A global trend, an emerging field, a multiplicity of understandings: Science communication in 39 countries // Communicating Science: A Global Perspective. Communicating Science. A Global Perspective. Canberra, ACT, Australia: ANU Press, 2020. Pp. 1–14. DOI: 10.22459/CS.2020.
Miller J. D. Scientific literacy: A conceptual and empirical review // Daedalus. 1983. Vol. 112. № 2. Pp. 29–48.
Peters H. P., Dunwoody S., Allgaier J., Lo Y. Y., Brossard D. Public communication of science 2.0: Is the communication of science via the "new media" online a genuine transformation or old wine in new bottles? // EMBO reports. 2014. Vol. 15. Pp. 749–753.
Pitrelli N. The crisis of the "public understanding of science" in Great Britain // Journal of Science Communication. 2003. Vol. 2. № 1. Pp. 1–9.
Riesch H., Potter C. Citizen science as seen by scientists: Methodological, epistemological and ethical dimensions // Public Understanding of Science. 2014. Vol. 23. № 1. Pp. 107–120.
Smallman M., Lock S. J., Miller S. United Kingdom. The developing relationship between science and society // Communicating Science. A Global Perspective. Canberra, ACT, Australia: ANU Press, 2020. Pp. 931–957. DOI: 10.22459/CS.2020.

References
Einsiedel, E. (2018). "Auditorii" i ikh uchastie v nauke i tekhnike [Publics and their participation in science and technology]. Posobie po obshchestvennym svyazyam v nauke i tekhnologiyah [Guide of the public communication of science and technology]. Moscow: Alpina Fiction, 303–336. (in Russ.).
Savina, A. K. (2015). Uchenye stepeni i zvaniya v zarubezhnyh stranah: obshchee i osobennoe [Academic degrees and titles in foreign countries: general and specific]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 3, 10–23, available at: http://www.pmedu.ru/res/2015_3_2.pdf (accessed 31.07.2022). (in Russ.).
Bauer, M. W. (2009). The evolution of public understanding of science – discourse and comparative evidence. Science, Technology and Society, 14 (2), 221–240.
Bodmer, W. (2010). Public Understanding of Science: The BA, the Royal Society and COPUS. Notes and Records: The Royal Society journal of the history of science, 64, S151–S161. DOI: 10.1098/rsnr.2010.0035.
Bubela, T., Nisbet, M., Borchelt, R. et al. (2009). Science communication reconsidered. Nature Biotechnology, 27, 514–518. DOI: 10.1038/nbt0609-514.
De Jong S.P.L., Ketting E., van Drooge L. (2020). Highly esteemed science: An analysis of attitudes towards and perceived attributes of science in letters to the editor in two Dutch newspapers. Public understanding of science, 29 (1), 37–52. DOI: 10.1177/0963662519878988.
Dijkstra, A. M., de Bakker, L., van Dam, F. & Jensen, E. A. (2020). Setting the scene. Science communication. An introduction. World Scientific Publishing Co. Pte Ltd., 2020, 1, 1–16. DOI: 10.1142/9789811209888_0001
Fischhoff, B. (2013). The sciences of science communication. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 110, 14033–14039. DOI: 10.1073/pnas.1213273110
From PUS to PEST (2002). Science, 298 (5591), pp. 49.
Funtowicz, S. O., Ravetz, J. R. (1993). Science for the post-normal age. Futures, 25 (7), 739–755.
Gascoigne, T., Schiele, B. (2020). Introduction. A global trend, an emerging field, a multiplicity of understandings: Science communication in 39 countries. Communicating Science: A Global Perspective. Canberra, ACT, Australia: ANU Press, 2020, 1–14. DOI: 10.22459/CS.2020.
Miller, J. D. (1983). Scientific literacy: A conceptual and empirical review. Daedalus, 112 (2), 29–48.
Peters, H. P., Dunwoody, S., Allgaier, J., Lo, Y. Y. & Brossard, D. (2014). Public communication of science 2.0: Is the communication of science via the "new media" online a genuine transformation or old wine in new bottles? EMBO reports, 15, 749–753.
Pitrelli, N. (2003). The crisis of the "public understanding of science" in Great Britain. Journal of Science Communication, 2 (1), 1–9.
Riesch, H., Potter, C., (2014). Citizen science as seen by scientists: Methodological, epistemological and ethical dimensions. Public Understanding of Science, 23 (1), 107–120.
Smallman, M., Lock S. J. & Miller S. (2020). United Kingdom. The developing relationship between science and society. Communicating Science. A Global Perspective. Canberra, ACT, Australia: ANU Press, 931–957. DOI: 10.22459/CS.2020.
Опубликована
2023-06-10
Как цитировать
ВАХРАМЕЕВА, Зоя Владимировна. КОММУНИКАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ PROQUEST DISSERTATIONS & THESES). Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (48), p. 87-99, june 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/1678>. Дата доступа: 30 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-87-99.
Раздел
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА

Ключевые слова

гражданская наука, наука и общество, научная грамотность, научная коммуникация, общественное понимание науки, отношение к науке, популяризация науки, участие общества в науке, диссертация, ProQuest