Формирование и продвижение имиджа современного университета в контексте государственных рейтинговых проектов

  • Александра Николаевич Чумиков Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0002-7208-9783

Аннотация

Актуальность исследования теории и практики репутационного менеджмента высших учебных заведений имеет непреходящий характер, поскольку обусловлена фиксированной цикличностью их рабочего процесса и высокой степенью конкретности получаемых результатов. Во втором и третьем десятилетиях XXI века на концептуальное и прикладное переосмысление этой деятельности оказали существенное влияние государственные рейтинговые проекты «5-100», «Приоритет-2030» и MosIUR, которые предъявили перечень оценочных требований к работе по формированию репутации университетов и позволили её сфокусировать.


Гипотеза исследования заключается в том, что заложенные в проектах формальные показатели их эффективности далеко не исчерпывают перечень позиций, составляющих содержание привлекательного образа высшего учебного заведения, но являются итогом их реализации. В целях актуализации данного перечня в статье используются методы и структура, предполагающие анализ концептуальных теоретических оснований для построения имиджа, репутации и бренда организации – субъекта социально-экономических отношений, в том числе вуза; общий обзор деятельности в рамках проектов «5-100», «Приоритет-2030» и MosIUR; а также качественные исследования опыта их выполнения Российским университетом дружбы народов (РУДН), Национальным исследовательским Томским государственным университетом (ТГУ), Национальным исследовательским Южно-Уральским государственным университетом (ЮУРГУ) и Московский государственным лингвистическим университетом (МГЛУ). Авторами статьи – непосредственными участниками этих проектов в указанных вузах – осуществлялось наблюдение за проектными акциями и анализ массива СМИ и корпоративных документов, связанных с проектами.


Результатами исследования стали аналитические выводы по оптимизации подходов к теоретическим основам репутационного менеджмента университета и его прикладным составляющим, среди которых описываются такие, как идентификация вуза с помощью визуальных компонентов, смысловой контент посланий целевым аудиториям, исследование конкурентной среды, формирование образа в медийном поле.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор политических наук, профессор кафедры коммуникационных технологий, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг».

Литература

Вокуева Т. С. Образ современного российского университета в зеркале мнений преподавателей и студентов (на примере Финансового университета) // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2022. № 12 (4). С. 128–132. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-128-132.
Гладкова М. В. Имидж университета в представлениях студентов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Том 12. № 9А. С. 443-452. https://doi.org/10.34670/AR.2022.23.30.029
Дежина И. Г., Сорокин А. Н. Проект 5-100 в восприятии сотрудников университетов // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 74–90. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-74-90.
Кушнева О. А., Рудская И. А., Ферсман Н. Г. Мировой рейтинг университетов и Программа «5–100–2020» Министерства образования и науки РФ как путь повышения конкурентоспособности российских университетов. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. № 2. С. 17–26.
Макки Р., Джерас Т. Сториномика: Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире ; Пер. с англ. М. : Альпина нонфикшн, 2019. 280 с.
Ним Е. Г. Социология медиапространства: контуры исследовательской программы // Европейский журнал социальных наук. 2012. Т. 2. № 10 (26). URL: https://publications.hse.ru/articles/133725594 (дата обращения: 1.09.2023).
Сираева М. Н. Гуманитарный потенциал программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 3. С. 101–107.
Управляемость и дискурс виртуальных сообществ в условиях политики постправды. Монография / Под ред. Д. С. Мартьянова. СПб. : ЭлекСис, 2019. 312 с.
Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: имидж – репутация – бренд. М. : Аспект-пресс, 2016. С. 11–13.
Штыхно Д. А., Кулапов М. Н., Масленников В. В., Калинина И. А., Карасев П. А. Трансформация структуры университета в аспекте участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2022. Т. 19. № 3 (123). С. 145–157. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-3-145-157.
Эбзеева Ю. Н., Гишкаева Л. Н. Реализация стратегий российских вузов в условиях международных рейтингов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 1. С. 7–19. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-1-7-19.
Эбзеева Ю. Н., Смирнова Ю. Б. Позиции российских вузов в мировых рейтингах в 2022 году // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. № 4. С. 909–918. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-909-918.
Gad T. 4-D Branding: Cracking the Corporate Code of the Network Economy. Pearson Education, 2001. 183 p.
Lippman W. Public Opinion. New York, Harcourt, Brace and Company, 1922. 163 p.
Scott M. D. Newsjacking: How to inject your ideas into a breaking news story and generate tons of media coverage. N.J. : John Wiley & Sons Inc., 2011. 53 p.
References
Vokueva, T. S. (2022). Obraz sovremennogo rossijskogo universiteta v zerkale mnenij prepodavatelej i studentov (na primere Finansovogo universiteta) [Modern Russian University Image in the Mirror of Opinions of Lecturers and Students (on the Example of the Financial University)]. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta, volume 12 (4), 128–132. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-128-132 (In Russ.)
Gladkova, M. V. (2022). Imidzh universiteta v predstavleniyah studentov [The image of the university in the views of students]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra, volume 12, 9A, 443–452, https://doi.org/10.34670/AR.2022.23.30.029 (In Russ.)
Dezhina, I. G. & Sorokin, A. N. (2022). Proekt 5-100 v vospriyatii sotrudnikov universitetov [The Perception of the Project 5-100 by University Employees]. Mir Rossii, vol. 31, 1, 74–90, https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-74-90 (In Russ.)
Kushneva, O.A., Rudskaya, I.A., Fersman, N.G. (2014). Mirovoj rejting universitetov i Programma «5–100–2020» Ministerstva obrazovaniya i nauki RF kak put` povy`sheniya konkurentosposobnosti rossijskix universitetov [The World University Ranking and the "5-100-2020" Program of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as a way to increase the competitiveness of Russian universities]. Terra Humana, 2. 17–26.
Mackie, R. & Geras, T. (2019). Storinomika: Marketing, osnovannyj na istoriyah, v postreklamnom mire [Storynomics: Marketing based on stories in the post-advertising world]; Translated from English. Moscow: Alpina nonfiction, 280 p. (In Russ.)
Neem, E. G. (2012). Sociologiya mediaprostranstva: kontury issledovatel'skoj programmy [Sociology of the media space: contours of the research program]. Eropejskij zhurnal social'nyh nauk, vol. 2, 10 (26) available at: https://publications.hse.ru/articles/133725594 (accessed: 01.09.2023) (In Russ.)
Siraeva, M. N. (2023). Gumanitarnyi potentsial programmy strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet 2030» [Humanitarian potential of the strategic academic leadership program "Priority 2030"]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 3, 101–107, (In Russ.)
Martyanov, D. S. (Ed.) (2019). Upravlyaemost' i diskurs virtual'nykh soobshchestv v usloviyakh politiki postpravdy [Manageability and discourse of virtual communities in the context of Post-Truth politics]. St. Petersburg: ElecSis, 312 p. (In Russ.)
Chumikov, A. N. (2016). Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: imidzh – reputatsiya – brend [Advertising and public relations: image – reputation – brand]. Moscow: Aspect-press, 11–13. (In Russ.)
Shtykhno, D. A., Kulapov, M. N., Maslennikov, V. V., Kalinina, I. A. & Karasev, P. A. (2022). Transformaciya struktury universiteta v aspekte uchastiya v programme strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet-2030» [Transformation of University Structure in the Aspect of Participation in the Program of Strategic Academic Leadership “Priority-2030”]. Vestnik Rossijskogo Econimiceskogo Universiteta imeni G. V. Plekhanova, (3), 145–157. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-3-145-157 (In Russ.)
Ebzeeva, Yu. N., Gishkaeva, L. N. (2022). Realizaciya strategij rossijskix vuzov v usloviyax mezhdunarodny`x rejtingov [Implementation of strategies of Russian universities in the context of international ratings]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Vol. 9, 1, 7–19. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-1-7-19. (In Russ.)
Ebzeeva, Yu.N., Smirnova, Yu.B. (2022). Pozicii rossijskix vuzov v mirovy`x rejtingax v 2022 godu [The positions of Russian universities in the world rankings in 2022]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov, 4. 909–918. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-909-918. (In Russ.)
Gad, T. (2001). 4-D Branding: Cracking the Corporate Code of the Network Economy. Pearson Education, 183 p.
Lippman, W. (1922). Public Opinion. New York, Harcourt, Brace and Company, 163 p.
Scott, M. D. (2011). Newsjacking: How to inject your ideas into a breaking news story and generate tons of media coverage. N.J.: John Wiley & Sons Inc., 53 p.
Опубликована
2023-11-12
Как цитировать
ЧУМИКОВ, Александра Николаевич. Формирование и продвижение имиджа современного университета в контексте государственных рейтинговых проектов. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (49), p. 53–61, nov. 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2133>. Дата доступа: 19 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-53-61.
Раздел
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, PR, БРЕНДИНГ, МЕДИА

Ключевые слова

имидж, репутация, бренд, визуальные компоненты, смысловые послания, рейтинг, медиарейтинг