Проблемы формирования цифровой грамотности молодежи в социальных сетях

  • Irina Guzhova Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация

Используя социальные сети в учебных целях, педагоги берут на себя ответственность за формирование социально-сетевой цифровой грамотности – своей и молодежи. Однако представители цифрового поколения являются более активными и продвинутыми пользователями социальных сетей и не воспринимают учителей и преподавателей в роли наставников. В статье сделан обзор последних исследований, которые раскрывают проблемные аспекты этого цифрового разрыва. Также представлены результаты исследования в виде фокус-группы со студентами, которые описывают свой личный опыт освоения пространства социальных сетей. Выявляются референтные для молодежи группы и факторы, которые влияют на повышение уровня их цифровой грамотности в социальных сетях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

Кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии

Литература

1. Gluhov, A. P., Buchkova, M. N., Guzhova, I. V., Okushova, G. A. & Stahovskaya, Y. M. (2019). Kul'tura setevyh kommunikacij i cifrovaya gramotnost' [Network Communication Culture and Digital Literacy]. Tomsk, Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Publishing House of Tomsk state University], 106 p. (in Russ.).
2. Bogacheva, N. V. & Sivak, E. V. (2019). Mify o “pokolenii Z” [Myths about "Z generation"]. Sovremennaya analitika obrazovaniya [Modern Education Analytics]. Moscow, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya [National Research University Higher School of Economics, Institute of education], 64 p., available at https://ioe.hse.ru/data/2019/05/22/1508315340/САО%20(1)22%20электронный.pdf. (accessed: 30.06.2020) (in Russ.).
3. Saprykina, D. I. & Volohovich, A. A. (2020). Problemy perekhoda na distancionnoe obuchenie v Rossijskoj Federacii glazami uchitelej [Problems of Transition to Distance Learning in the Russian Federation through the Teachers View]. Fakty obrazovaniya [Facts of education]. Moscow, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya [National Research University Higher School of Economics, Institute of education], 32 p., available at https://ioe.hse.ru/fao_distant#5 (accessed: 08.07.2020) (in Russ.).
4. Soldatova, G. U. (2020). Strategii uchitel'skoj mediacii cifrovoj aktivnosti shkol'nikov glazami podrostkov [Strategies for Teacher Mediation of Digital Activity of Schoolchildren through the Teenagers View]. Cifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskij kontekst razvitiya cheloveka: sbornik nauchnyh statej i materialov mezhdunarodnoj konferencii «Cifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskij kontekst razvitiya cheloveka: ot cifrovoj kul'tury k kiberkul'ture. [Digital Society as a Cultural and Historical Context of Human Development: collection of scientific articles and materials of the international conference " Digital Society as a Cultural and Historical Context of Human Development: from Digital Culture to Cyberculture], Kolomna: Gosudarstvennyj social'no-gumanitarnyj universitet [Kolomna: State Social and Humanitarian University], Kolomna, pp. 379–383. (in Russ.).
5. Soldatova, G. U. (2018). Cifrovaya socializaciya v kul'turno-istoricheskoj paradigme: izmenyayushchijsya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital Socialization in the Cultural and Historical Paradigm: a Changing Child in a Changing World]. Social'naya psihologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], T. 3, №9, pp. 71-80. Doi: 10.17759/sps.2018090308 (in Russ.).
6. Soprotivlenie bespolezno: COVID-19 uskoril cifrovuyu diffuziyu [Resistance is Useless: COVID-19 Has Accelerated Digital Diffusion]. Avaliable at http://www.tsu.ru/news/soprotivlenie-bespolezno-covid-19-uskoril-tsifrovu (accessed: 07.07.2020) (in Russ.).
7. Ajmaletdinov, T. A., Bajmuratova, L. R., Zajceva, O. A., Imaeva, G. R. & Spiridonova, L. V. (2019). Cifrovaya gramotnost' rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tekhnologij v uchebnom processe [Digital Literacy of Russian Teachers. Readiness to Use Digital Technologies in the Education Process]. Izdatel'stvo NAFI [NAFI publishing house], pp. 84, available at https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pd (accessed: 16.05.2020) (in Russ.)
8. Soldatova, G. Y., Nestik, T. A., Rasskazova, E. I. & Zotova, E. U. (2013) Cifrovaya kompetentnost’ podrostkov i roditeley. Rezultaty vserossyiskogo issledovanya [Digital Competence of Teenagers and Parents. All-Russian Study Results]. Fond razvitya internet [Internet Development Fund]. pp. 144, available at: https://www.ifap.ru/library/book536.pdf. (accessed: 15.05.2020) (in Russ.).
9. Klyagin, A. V. & dr. (2020). Shtorm pervyh nedel': kak vysshee obrazovanie shagnulo v real'nost' pandemii [Storm of the First Weeks: How Higher Education Stepped into the Reality of the Pandemic]. Moscow, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya [National Research University Higher School of Economics, Institute of education], 112 p., available at: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/26/1551527214/САО%206(36)_электронный.pdf (accessed: 07.07.2020) (in Russ.)
10. Boyd, D. (2014). It’s Complicated: the Social Lives of Networked Teens. Yale University Press, 281 p.
11. Jenkins, H., Clinton, K. & Purushotma etc. (2006). Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. An occasional paper on digital media and learning. The MacArthur Foundation, available at: http://www.newmedialiteracies.org/wp-content/uploads/pdfs/NMLWhitePaper.pdf
(accessed: 20.06.2020).
12. Ito M., Baumer S., Bittanti М. etc. (2010) Hanging Out, Messing Around, and Geeking Out: Kids Living and Learning with New Media. The MIT Press, 441 p.
13. Chetty K., Qigui L., Gcora N. etc. (2018). Bridging the digital divide: measuring digital literacy. Economics: The Open-Access, Open-Assessment E-Journal, 12 (2018-23): 1–20, available at: http://dx.doi.org/10.5018/economics-ejournal.ja.2018-23 (accessed: 05.07.2020)
Опубликована
2020-12-06
Как цитировать
GUZHOVA, Irina. Проблемы формирования цифровой грамотности молодежи в социальных сетях. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (38), p. 14-25, dec. 2020. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/388>. Дата доступа: 08 sep. 2024
Раздел
МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова

цифровая грамотность, социальные сети, «культура участия», молодежь