РЕЧЕВОЙ СТЕРЕОТИП В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

  • Татьяна Александровна Воронцова Челябинский государственный университет

Аннотация

Рассматривается функционирование речевых стереотипов в диалогической коммуникации. Прагматический потенциал речевых стереотипов в диалоге определяется такими параметрами, как способность выполнять функцию самостоятельной реплики в диалоге, прагматическая универсальность; содержательная аксиоматичность для адресанта и адресата, относительная формальная устойчивость. Этим параметрам соответствуют три разновидности речевых стереотипов: «общие места»; тавтологические дефиниции и банальные цитаты. Данные речевые стереотипы выступают в диалоге в качестве реплики-реакции и в зависимости от типа коммуникативного взаимодействия могут решать различные коммуникативные задачи, реализуя соответствующие интенции адресанта: в неконфликтной коммуникации это сигнал смены референта и уход от коммуникативного конфликта, в агрессивном речевом поведении это способ захвата коммуникативной инициативы с целью вытеснения адресата из коммуникативного пространства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Буторина Е. П. Вновь о соотношении терминов стереотип — клише — штамп — норма — языковой
стандарт и др. в описании речевой коммуникации // Речевая коммуникация на современном этапе: социальные, научно-теоретические и дидактические проблемы: материалы междунар. науч.-метод.конф.:
в 2 ч. Ч. 1. М., 2006. С. 72—76.
2. Водоватова Т. Е. Социолингвистическое исследование функционирования штампов и клише в речевом общении // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 4. С. 121—128
3. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
4. Карасик В. И. Банализация как манипулятивное действие в медиадискурсе // Медиалингвистика: сб.
ст. IV Междунар. науч.-практ. семинара (С.‑Петербург, 23—24 апр. 2015 г.). СПб.: СПбГУ, 2015. С. 30—33.
5. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие. М.: Рипол Классик, 2002. 320 с.
6. Кустова Г. И. Псевдовопросы в псевдодиалоге // Логический анализ языка. Моно-, диа-, полилог
в разных языках и культурах / под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Индрик, 2010. С. 208—214.
7. Кутькова А. В. Проблема речевого стереотипа: функциональный аспект // Древняя и Новая Романия.
2015. Т. 15, № 1. С. 141—151.
8. Кутькова А. В. К вопросу о языковом статусе речевых стереотипов // Вопросы иберороманистики.
2011. № 11. С. 86—97.
9. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 562 с.
10. Прожилов А. В. К вопросу о стереотипах в лингвистике // Вестник Хакасского государственного
университета им. Н. Ф. Катанова: политематич. науч. журн. 2013. Вып. 6. С. 78—82.
11. Разумкова А. В. Стереотип в языковом сознании: Психолингвистический аспект // Вестник РУДН.
Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2017. Т. 14, № 2. С. 260—266.
12. Сорокина Н. В. Стереотип, клише и штамп: проблема соотношения понятий в лингвообразовательном контексте // Профессиональное лингвообразование: материалы Шестой междунар. науч.-практ.
конф. (1—15 июля). Н. Новгород: Нижегород. ин-т упр., 2012. С. 254—259.
13. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта:
Наука, 2003. 696 с.
14. Третьякова Т. П. О лингвистической интерпретации современных стереотипов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 7, № 1. С. 201—208.
15. Щекотихина И. Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник Ленинградского
государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. Т. 1, № 5. С. 69—80.
16. Эффективное речевое общение (базовые компетенции). Словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 852 с.
Опубликована
2022-05-08
Как цитировать
ВОРОНЦОВА, Татьяна Александровна. РЕЧЕВОЙ СТЕРЕОТИП В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 3(461), p. 51-56, may 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1109>. Дата доступа: 16 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10307.

Ключевые слова

речевой стереотип, диалогическая коммуникация, адресант, адресат, интенция