Аспекты вербальной практики программы критического мышления

  • Н. П. Суханова Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Аннотация

Философские представления о мыслительной деятельности человека чрезвычайно важны в обсуждении парадигмальных установок образовательной стратегии. Современное образование рассматривается как исследовательское, замещающее традиционную информативную образовательную модель. Показывается необходимость вовлечения философских инструментов для эффективного развития мыслительных навыков. Методологический плюрализм эпохи постмодерна дает простор для создания многообразных курсов по критическому мышлению. Обосновывается состоятельность реализации программы критического мышления с опорой на логику. Цель статьи состоит в осмыслении значения вербальной практики в обучении критическому мышлению. Предметом анализа является университетский курс «Логика и критическое мышление». Акцентируется внимание на проблеме языка, текста, теории знаковых систем, публичном дискурсе. Делается вывод о том, что логические знания являются фундаментом, необходимым для преодоления когнитивных трудностей и формирования навыков критического мышления.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Куренной, В. А. Философия либерального образования: принципы / В. А. Куренной // Вопросы образования. — 2020. — № 1. — С. 8—39.
2. Курцвейл, Р. Эволюция разума: как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы / Р. Курцвейл ; [пер. с англ. Т. П. Мосоловой]. — М. : Э, 2016.— 445 с.
3. Мазурова, М. Р. Критическое мышление и формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО / М. Р. Мазурова // Профессиональное образование в современном мире. — 2017.— Т. 7, № 3.— C. 1196—1200.
4. Мартишина, Н. И. Дискурсивные практики образования и смена парадигмы / Н. И. Мартишина // Высшее образование в России. — 2017. — № 3. — С. 37—42.
5. Розов, Н. С. Преподавание философских основ социальных наук и истории: от изолированных парадигм к интеграции универсальных аспектов / Н. С. Розов // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2019. — № 1. — С. 26—30.
6. Свинцов, В. И. Смысловой анализ и обработка текста. Логические основы редактирования / В. И. Свинцов. — М. : URSS, 2021. — 272 с.
7. Суханова, Н. П. Логика как инструмент развития критического мышления / Н. П. Суханова // Проблемы современного образования. — 2021. — № 2. — С. 19—26.
8. Тихомирова, Е. Е. Речевые практики как тип антропопрактик / Е. Е. Тихомирова // Идеи и идеалы. — 2014. — Т. 2, № 4 (22). — С. 14—21.
9. Johnson, R. H. Meta-Level Approach to the Problem of Defining «Critical Thinking» / R. H. Johnson, B. A. Hamby // Argumentation. — 2015. — Vol. 29. — P. 417—430. — URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s10503-015-9356-4.
10. Lipman, M. Thinking in education / M. Lipman. — Cambridge : Cambridge University Press, 2001. — 316 р. — URL: ttps://www.researchgate.net/publication/315872490_Lipman’s_Thinking_in_Education.
Опубликована
2022-05-26
Как цитировать
СУХАНОВА, Н. П.. Аспекты вербальной практики программы критического мышления. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 8(454), p. 57-61, may 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1135>. Дата доступа: 08 sep. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-10808.

Ключевые слова

критическое мышление
образование
логика
язык
вербальная практика
текст