КРИТЕРИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЕГО МАСШТАБЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

  • Д. А. Плетнев Челябинский государственный университет
  • В. И. Бархатов Челябинский государственный университет
  • К. А. Наумова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Челябинский государственный университет

Аннотация

Малые и средние предприятия являются важной частью национальной экономики любой страны. В одних странах значение таких предприятий ограничивается «демпфирующей» ролью в ходе кризисов, в других это еще и основной работодатель, и значимый плательщик налогов. При этом сами критерии, используемые в разных странах, существенно различаются как по сути, так и количественно, что затрудняет корректные межстрановые сопоставления развития этого сектора. Более того, эти критерии меняются во времени, делая затруднительным анализ динамики развития сектора. В статье на основе анализа большого количества первоисточников (национальных регулирующих актов) представлены результаты сравнительного анализа критериев отнесения предприятий к микро-, малым и средним. Исследование охватывает страны всех континентов, разного уровня жизни и разных экономических систем. Всего проанализировано более 70 стран. Выявлены общие особенности, а также закономерности связи значений этих критериев с «популяционными» характеристиками сферы МСП — числом малых и средних предприятий на 1000 жителей, а также долей занятых в этой сфере в населении.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Плетнев Д. А., Николаева Е. В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах // Стратегии бизнеса. 2015. № 9. С. 30—36. URL: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2015-9-5.
2. Kampa A., Pletnev D. A., Nikolaeva E. V. Comparative analysis of small and medium-sized business criteria in Russia and other countries // Journal of management and business: research and practice. 2017. Т. 9, № 1. С. 5—18.
3. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. 308 с.
4. Кох Л. В., Куневич К. А. Критерии отнесения предприятий к категории малых // Вестник ЗабГУ. 2017. № 3.
5. Сероштан М. В., Дарвиш Ф. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству: Российская и зарубежная практика // Новые технологии. 2019. № 2. С. 185—196.
6. Скворцова Т. А., Лисичкина А. А., Чеботарева Н. А. Правовые механизмы защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 138—140.
7. Конищева Д. В. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. 2018. № 9 (195). С. 83—86.
8. Передера Ж. С., Гриценко Т. С., Теряева А. С. Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 6.
9. Чириканова Е. А. Особенности критериев для субъектов малого и среднего предпринимательства // Научное обозрение. Экономические науки. 2020. № 2. С. 38—42.
10. Мунасипова М. Е., Азретбергенова Г. Ж. Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства // Научные исследования молодых ученых: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. 2020.
11. Передера Ж. С., Гриценко Т. С., Теряева А. С. Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 6. С. 36.
12. Гайрбекова Р. С., Дикаева Х. М., Сайфулаева М. А. Малый бизнес: критерии определения и роль в экономике // ФГУ Science. 2021. № 1 (21). С. 22—27.
13. Ханбикова А. Н. Сущность и критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса // Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 66—69.
14. Губанова М. С., Жуковская Е. А. Малое предпринимательство и критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона: сб. тр. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. С. 160—163.
15. Головецкий Н. Я., Гребеник В. В., Кохановская И. И. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях // Вестник университета. 2018. № 12. С. 71—76.
16. Gomes G., Wojahn R. Organizational learning capability, innovation and performance: study in small and medium-sized enterprises (SMES) // Revista de Administração. 2017. Vol. 52, iss. 2. P. 163—1752017. URL: https://doi.org/10.1016/j.rausp.2016.12.003.
17. SBC: Small business council of New Zeeland. Recommendations of the New Zealand Small Business. Council for the Minister of Small Business Defining Small Business. 2019. URL: https://www.mbie.govt.nz/dmsdocument/7450-defining-small-business.
18. Tuul O., Shao Jian Bing. Employee training in small and medium-sized enterprises in Mongolia // Proceedings of the Mongolian Academy of Sciences. 2019. Vol. 59 (1). P. 75—84. URL: https://doi.org/10.5564/pmas.v59i1.1140.
Опубликована
2022-06-14
Как цитировать
ПЛЕТНЕВ, Д. А.; БАРХАТОВ, В. И.; НАУМОВА, К. А.. КРИТЕРИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЕГО МАСШТАБЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 6(452), p. 147-161, june 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1222>. Дата доступа: 27 dec. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-10617.

Ключевые слова

микро-, малый и средний бизнес
критерии микропредприятия
критерии малого предприятия
критерии среднего предприятия
сравнительный анализ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)