ОППОРТУНИЗМ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Смысл и значение широко используемых терминов и понятий в экономической науке часто по мере их укоренения размываются, и разные исследователи не всегда одинаково трактуют даже базовые понятия предметных областей. Для институциональной экономической теорией такими «сложными» понятиями являются «институт», «трансакционные издержки», «оппортунизм». В статье приведены результаты анализа современных словарных трактовок и контекстов использования термина «оппортунизм». Проводится наукометрическое исследование частоты и контекстов использования этого понятия в названиях, аннотациях и ключевых словах публикаций, индексированных в базах данных Scopus и РИНЦ. Особое внимание уделено анализу контекстов и проблемных областей, в которых используется понятие «оппортунизм», в наиболее цитируемых публикациях в Scopus.
Скачивания
Литература
2. Мельников В. В. Происхождение оппортунизма: психологические основы экономического поведе¬ния // Тerra Economicus. 2014. Т. 12, № 4. С. 91—104.
3. Плетнев Д. А., Козлова Е. В. Паттерны института оппортунизма в современных российских кор-порациях // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2015. № 18 (373). С. 114—124.
4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Ali U., Hirshleifer D. Opportunism as a firm and managerial trait: Predicting insider trading profits and misconduct // Journal of Financial Economics. 2017. № 126 (3). P. 490—515.
6. Benaroch M., Lichtenstein Y., Fink L. Contract design choices and the balance of ex ante and ex post transaction costs in software development outsourcing // MIS Quarterly: Management Information Systems. 2016. № 40 (1). P. 57—82.
7. Barr-Pulliam D. The effect of continuous auditing and role duality on the incidence and likelihood of re-porting management opportunism // Management Accounting Research. 2018. Vol. 44. P. 44—56.
8. Barth E., Finseraas H., Moene K. Political Reinforcement: How Rising Inequality Curbs Manifested Welfare Generosity // American Journal of Political Science. 2015. Vol. 59, № 3. P. 565—577.
9. Buchanan J., Commerford B. P. Auditor Actions and the Deterrence of Manager Opportunism: The Im-portance of Communication to the Board and Consistency with Peer Behavior. Wang. 2019. URL: https://ssrn. com/abstract=3490659.
10. Cambridge Dictionary. English Dictionary, Translations & Thesaurus. Retrieved May 30, 2020. Cambridge. org. URL: https://dictionary.cambridge.org/.
11. Capaldo A., Giannoccaro I. Interdependence and network-level trust in supply chain networks: A compu-tational study // Industrial Marketing Management. 2015. № 44. P. 180—195.
12. Carson S. J., Madhok A., Tao W. Uncertainty, opportunism, and governance: The effects of volatility and am¬biguity on formal and relational contracting // Academy of Management Journal. 2006. Vol. 49, № 5. P. 1058—1077.
13. Conner K. R., Prahalad C. K. A Resource-based Theory of the Firm: Knowledge Versus Opportun¬ism // Organization Science. 1996. Vol. 7, № 5. P. 477—501.
14. Ekman S. Is the high-involvement worker precarious or opportunistic? hierarchical ambiguities in late capitalism // Organization. 2014. Vol. 21, № 2. P. 141—158.
15. Gianiodis P. T., Markman G. D., Panagopoulos A. Entrepreneurial universities and overt opportun¬ism // Small Business Economics. 2016. Vol. 47, № 3. P. 609—631.
16. Ghouma H. How does managerial opportunism affect the cost of debt financing? // Research in Interna-tional Business and Finance. 2017. № 39. P. 13—29.
17. Gulbrandsen B., Jay Lambe C., Sandvik K. Firm boundaries and transaction costs: The complementary role of capabilities // Journal of Business Research. 2017. № 78. P. 193—203.
18. Handley S. M., Angst C. M. The impact of culture on the relationship between governance and opportunism in outsourcing relationships // Strategic Management Journal. 2015. Vol. 36, № 9. P. 1412—1434.
19. Hodgson G. M. Opportunism is not the only reason why firms exist: why an explanatory emphasis on op-portunism may mislead management strategy // Industrial and Corporate Change. 2004. Vol. 13, № 2. P. 401—418.
20. Huurne M., Ronteltap A., Corten R., Buskens V. Antecedents of trust in the sharing economy: A systematic review // Journal of Consumer Behaviour. 2017. Vol. 16, № 6. P. 485—498.
21. Huo B., Wang Z., Tian Y. The impact of justice on collaborative and opportunistic behaviors in supply chain relationships // International Journal of Production Economics. 2016. № 177. P. 12—23.
22. Ill-timed social opportunism // The Lancet. 1942. Vol. 240(6210). P. 293—294.
23. Johnson J. R., Thuras P., Johnston B. D., Weissman S. J., PLimaye A., Riddell K., Sokurenko E. The pandemic H30 subclone of escherichia coli sequence type 131 is associated with persistent infections and ad¬verse outcomes independent from its multidrug resistance and associations with compromised hosts // Clinical Infectious Diseases. 2016. Vol. 62, № 12. P. 1529—1536.
24. Kang B., Jindal R. P. Opportunism in buyer-seller relationships: Some unexplored antecedents // Journal of Business Research. 2015. Vol. 68, № 3. P. 735—742.
25. Kostova T., Nell P. C., Hoenen A. K. Understanding agency problems in headquarters-subsidiary relationships in multinational corporations: A contextualized model // Journal of Management. 2018. Vol. 44, № 7. P. 2611—2637.
26. Laviolette P. A Matter of «Co-opportunism»: (In)Alienability in London Social Housing. City & Society. 2008. № 20(1). P. 130—149.
27. Lowry P. B., Zhang J., Moody G. D., Chatterjee S., Wang C., Wu T. An Integrative Theory Addressing Cyberharassment in Light of Technology-Based Opportunism // Journal of Management Information Systems (JMIS). 2019. № 36 (4). P. 1142—1178.
28. Lumineau F., Oliveira N. Reinvigorating the study of opportunism in supply chain management // Journal of Supply Chain Management. 2020. Vol. 56, № 1. P. 73—87.
29. Merriam-Webster. Merriam-Webster.com dictionary. Retrieved May 30, 2020. URL: https://www.mer-riam-webster.com/.
30. Ntim C. G., Lindop S., Thomas D. A., Abdou H., Opong K. K. Executive pay and performance: The mod¬erating effect of CEO power and governance structure // International Journal of Human Resource Management. 2019. Vol. 30, № 6. P. 921—963.
31. Online Etymology Dictionary. Retrieved May 29, 2020. URL: https://www.etymonline.com/.
32. Pate J. Temptation and cheating behavior: Experimental evidence // Journal of Economic Psychology. 2018. № 67. P. 135—148.
33. Perri 6. Opportunistic decision-making in government: Concept formation, variety and explanation // In-ternational Review of Administrative Sciences. — 2017. Vol. 83, № 4. P. 636—657.
34. Ping Ho S., Levitt R., Tsui C., Hsu Y. Opportunism-focused transaction cost analysis of public-private partnerships // Journal of Management in Engineering. 2015. Vol. 31. № 6.
35. Pletnev D. A., Kozlova E. V. Managerial opportunism in modern Russian corporations // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2018. Vol. 238. P. 381—387.
36. Pletnev D. A. New Methodological Approach to the Study of the Institutional Structure of Corpora¬tions // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 5. P. 571—578.
37. Popov E., Ersh E. Institutions for Decreasing of Employee Opportunism // Montenegrin Journal of Eco-nomics. 2016. Vol. 12 (2). P. 131—146.
38. Raub W., Buskens V., Frey V. Strategic tie formation for long-term exchange relations // Rationality and Society. 2019. Vol. 31, № 4. P. 490—510.
39. Rindfleisch A., Antia K., Bercovitz J., Brown J. R., Cannon J., Carson S. J., Wathne K. H. Transaction costs, opportunism, and governance: Contextual considerations and future research opportunities // Marketing Letters. 2010. Vol. 21 (3). P. 211—222.
40. Smith T. Opportunism // International Journal of Ethics. 1935. Vol. 45 (2). P. 235—239.
41. The Free Dictionary. In Dictionary, Encyclopedia and Thesaurus — The Free Dictionary. Retrieved May 29, 2020. URL: http://www.thefreedictionary.com/.
42. Wacker J. G., Yang C., Sheu C. A transaction cost economics model for estimating performance effective¬ness of relational and contractual governance: Theory and statistical results // International Journal of Operations and Production Management. 2016. № 36 (11). P. 1551—1575.
43. Williamson O. E. Markets and hierarchies. New York: Free Press, 1975.
44. Williamson O. E. Opportunism and its critics // Managerial and Decision Economics. 1993. Vol. 14. P. 97—107.
45. Zhou Y., Zhang X., Zhuang G., Zhou N. Relational norms and collaborative activities: Roles in reducing opportunism in marketing channels // Industrial Marketing Management. 2015. № 46. P. 147—159.
Ключевые слова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Дмитрий Александрович Плетнёв, Евгений Александрович Степанов, Нгуен Хан Буй, Елена Викторовна Козлова, Ксения Андреевна Наумова, Максим Сергеевич Казадаев, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ 2022 ГОДА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 4(462) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Дмитрий Александрович Плетнев, МОБИЛИЗАЦИЯ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 11(469) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Дмитрий Александрович Плетнев, Сергей Николаевич Викулин, Павел Геннадьевич Щелканогов, Александр Дмитриевич Плетнев, НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 11(469) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Дмитрий Александрович Плетнев, ВРЕМЯ НАУКИ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 12(470) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Дмитрий Александрович Плетнев, Елена Викторовна Козлова, ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ БЫСТРОРАСТУЩИХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ПАНДЕМИЮ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 12(470) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Дмитрий Александрович Плетнев, Ксения Андреевна Наумова, БЫСТРОРАСТУЩИЕ КОМПАНИИ В ПАНДЕМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ: ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 12(470) (2022): Вестник Челябинского государственного университета
- Дмитрий Александрович Плетнев, [РЕ]ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 3 (473) (2023): Вестник Челябинского государственного университета
- Дмитрий Александрович Плетнёв, Елена Викторовна Козлова, ОСОБЕННОСТИ ОТЧУЖДЕНИЯ И ОППОРТУНИЗМА РАБОТНИКОВ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПРИВЕРЖЕННОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РОЛЯМ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 3 (473) (2023): Вестник Челябинского государственного университета
- Дмитрий Александрович Плетнев, Юлия Анатольевна Меньшикова, Анастасия Александровна Токарева, ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНГРЕССА — 2023 , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 3 (473) (2023): Вестник Челябинского государственного университета