МЕТОД ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНЦЕПТА ПО ЛОГИКЕ И КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

  • Наталья Петровна Суханова Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» http://orcid.org/0000-0003-2601-8236

Аннотация

Проблема нахождения способов и средств формирования критического мышления в современном образовательном пространстве рассматривается сквозь призму опыта преподавания курса «Логика и критическое мышление». Целью статьи является анализ практики внедрения метода обсуждения вопросов или «сократического» метода в образовательный концепт по критическому мышлению. Показывается отличие «сократического» и «платоновского» метода обучения. Обосновывается обращение к «сократическому» методу как необходимому ресурсу в организации рефлексивного образования, обучения как исследования, нацеленного на обретение навыков самостоятельности в мышлении. Исследуется программная установка курса, состоящая в том, чтобы обучить студентов наработанным в логике теориям, подходам, методологии как инструментам для критического размышления. Технология организации проведения семинара, в основании которого лежит метод обсуждения вопросов, разбирается через обращение к проблеме многозначности понятий. Делается вывод о том, что «сократический» метод превращает участников проекта в сообщество исследователей и способствует эффективному освоению знаний, развитию навыков критического и креативного мышления.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Березина Е. М., Ветошкина Ю. В., Игнатова Е. С. Технологии развития критического мышления и письма на примере метода «сократического диалога» // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8, № 5A. С. 56—65.
2. Богдан С. С., Лашкова Л. Л., Лукиянчина Е. В. Формирование критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. С. 37—51.
3. Грифцова И. Н., Сорина Г. В. Критическое мышление против псевдонауки // Человек. 2022. Т. 33, № 1. С. 7—30.
4. Губайдуллина М. С., Черных О. П. Сократический метод и его использование в организации сократических семинаров // Манускрипт. 2018. № 10 (96). С. 77—81.
5. Жаворонков А. Г. Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, № 3. С. 303—318.
6. Жилина В. А. Критическая рефлексия как ключевая составляющая современного образования // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 59—65.
7. Иванова О. Э., Гнатышина Е. А. Сократический диалог как метод управления проблемами // Философская мысль. 2018. № 4. С. 59—65.
8. Ивин А. А. Искусство мыслить правильно. М. : Проспект, 2019. 302 с.
9. Липман М. Рефлексивная модель практики образования // Н. С. Юлина. Философия для детей. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2005. С. 246—274.
10. Суханова Н. П. Трансформация субъекта образования: экспансия концепта заботы о себе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 112—120.
11. Шишлова Е. Э. Обновление содержания высшего образования в контексте современных социокультурных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 70—79.
Опубликована
2022-08-02
Как цитировать
СУХАНОВА, Наталья Петровна. МЕТОД ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНЦЕПТА ПО ЛОГИКЕ И КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 5(439), p. 73-78, aug. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1460>. Дата доступа: 26 dec. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10510.

Ключевые слова

критическое мышление
образование
логика
сократический метод
платоновский метод
диалог
многозначность понятий