МЕТОД ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНЦЕПТА ПО ЛОГИКЕ И КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ
Аннотация
Проблема нахождения способов и средств формирования критического мышления в современном образовательном пространстве рассматривается сквозь призму опыта преподавания курса «Логика и критическое мышление». Целью статьи является анализ практики внедрения метода обсуждения вопросов или «сократического» метода в образовательный концепт по критическому мышлению. Показывается отличие «сократического» и «платоновского» метода обучения. Обосновывается обращение к «сократическому» методу как необходимому ресурсу в организации рефлексивного образования, обучения как исследования, нацеленного на обретение навыков самостоятельности в мышлении. Исследуется программная установка курса, состоящая в том, чтобы обучить студентов наработанным в логике теориям, подходам, методологии как инструментам для критического размышления. Технология организации проведения семинара, в основании которого лежит метод обсуждения вопросов, разбирается через обращение к проблеме многозначности понятий. Делается вывод о том, что «сократический» метод превращает участников проекта в сообщество исследователей и способствует эффективному освоению знаний, развитию навыков критического и креативного мышления.
Скачивания
Литература
2. Богдан С. С., Лашкова Л. Л., Лукиянчина Е. В. Формирование критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. С. 37—51.
3. Грифцова И. Н., Сорина Г. В. Критическое мышление против псевдонауки // Человек. 2022. Т. 33, № 1. С. 7—30.
4. Губайдуллина М. С., Черных О. П. Сократический метод и его использование в организации сократических семинаров // Манускрипт. 2018. № 10 (96). С. 77—81.
5. Жаворонков А. Г. Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, № 3. С. 303—318.
6. Жилина В. А. Критическая рефлексия как ключевая составляющая современного образования // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 59—65.
7. Иванова О. Э., Гнатышина Е. А. Сократический диалог как метод управления проблемами // Философская мысль. 2018. № 4. С. 59—65.
8. Ивин А. А. Искусство мыслить правильно. М. : Проспект, 2019. 302 с.
9. Липман М. Рефлексивная модель практики образования // Н. С. Юлина. Философия для детей. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2005. С. 246—274.
10. Суханова Н. П. Трансформация субъекта образования: экспансия концепта заботы о себе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 112—120.
11. Шишлова Е. Э. Обновление содержания высшего образования в контексте современных социокультурных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 70—79.
Ключевые слова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Наталья Петровна Суханова, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ «ЛОГИКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»: МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА АНАЛИЗА СИСТЕМ С РЕФЛЕКСИЕЙ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 4(474) (2023): Вестник Челябинского государственного университета
- Наталья Петровна Суханова, ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 9(491) (2024): Вестник Челябинского государственного университета