ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

  • Наталья Петровна Суханова Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» http://orcid.org/0000-0003-2601-8236

Аннотация

Фактическим материалом для исследования являются результаты педагогической практики по университетскому курсу «Логика и критическое мышление». Данная статья продолжает тематику методологических изысканий научного сообщества в части обсуждения категории критического мышления, методов и форм развития навыков искусства мыслить критически. Предметом для анализа становится содержательная часть образовательного проекта, относящаяся к теории аргументации. Цель для автора состоит в выявлении проблемных сюжетов в обучении аргументационной теории, способствующих трансформации представлений учащихся в отношении конструктивной работы с информацией. Акцентируется внимание на маловероятности универсального подхода к изучению аргументации, выделяется логический, риторический, когнитивный подход в построении теории аргументации. Концепция образовательного поиска выстраивается посредством обращения участников проекта к трудностям в осмыслении феномена аргументации, оформлении аргументационных карт, нахождении хорошего аргумента. Обозначены педагогические задачи, служащие наращиванию учащимися опыта оперирования с правилами и ошибками в аргументации. Выявлены собственные достижения участников курса в освоении инструментов эффективной аргументации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Брюшинкин В. Н. Системная модель аргументации для фрагмента философского текста // Рацио.ru. 2009. № 1. С. 43–62.
2. Винник Д. В. Глубинные риски машинного обучения // Философия науки. 2022. № 2 (93). С. 110–123. DOI: 10.15372/PS20220208.
3. Герасимова И. А. Феномен аргументации // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. 21, № 3. С. 5–13.
4. Грифцова И. Н. Логика и философия науки: история и перспективы взаимодействия // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе: труды II Всероссийской научной конференции, Нижний Новгород, 29 ноября – 01 декабря 2019 года. Нижний Новгород: «Красная ласточка», 2019. С. 24–26.
5. Зайцев Д. В. Теория и практика аргументации. М.: Инфра-М, 2007. 224 с.
6. Карпова Л. М. Критическое мышление в учебном курсе теории аргументации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 3 (40). С. 26–30. DOI: 10.36809/2309-9380-2023-40-26-30.
7. Катунин А. В. Особенности применения навыков критического мышления в противодействии манипуляциям в современной коммуникации // Философская мысль. 2023. № 12. С. 70–82. DOI: 10.25136/2409-8728.2023.12.39541.
8. Крючкова С. Е. Теория аргументации: в поисках универсальной нормативности // Философия. История. Образование. 2022. № 3 (5).
9. Лау Джо У. Ф. Введение в критическое мышление и теорию креативности. М.: Эксмо, 2017. 368 с.
10. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Становление теории аргументации // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2021. № 15. С. 71–79.
11. Современное российское образование: вызовы и ответы. Монография / Под ред. О. А. Донских. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2022. 274 с.
12. Суханова Н. П. Логика и критическое мышление: практикум. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2023. 124 с.
13. Фогелин Р. Логика глубокого разногласия // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. С. 275–285. DOI: 10.17223/1998863X/64/27.
14. Формальная философия аргументации. Коллективная монография / Под ред. Е. Н. Лисанюк. СПб.: Алетейя, 2022. 303 с.
15. Шапиро О. А. Перформативный потенциал аргументативной деятельности // Прагматика философского текста: материалы всероссийской конференции, Судак, пос. Новый Свет, 16–19 сентября 2019 года. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2019. С. 172–174.
Опубликована
2024-12-25
Как цитировать
СУХАНОВА, Наталья Петровна. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 9(491), p. 68-75, dec. 2024. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2695>. Дата доступа: 05 feb. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2024-491-9-68-75.

Ключевые слова

образование
логика
аргументация
риторический подход
когнитивный подход
феномен аргументации
аргументационные карты
хороший аргумент
критическое мышление