СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация

Рассматривается состояние подготовки лиц с инвалидностью по программам высшего образования, выявляется их мнение по поводу сформированности у них профессиональных знаний и компетенций, необходимых для трудоустройства. Эмпирической базой исследования стали данные опроса по репрезентативной выборке 140 студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Приводится анализ удовлетворённости респондентов качеством подготовки, уровнем профессиональных знаний и компетенций, достаточностью получаемой и полученной в вузе подготовки по специальности в разрезе групп инвалидности, видов нарушений здоровья, пола студентов и выпускников с инвалидностью, их занятости на момент опроса. На основе проведённого анализа сделан вывод о возможности и необходимости совершенствования инклюзивного профессионального образования, в том числе через формирование у обучающихся дополнительных профессиональных компетенций, расширяющих возможности трудоустройства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Мартынова Е. А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5, № 1. С. 83–87.
2. Kozlov V., Romanenkova D. State And Ways To Increase Employment Of Persons With Disabilities // Competitiveness and the Development of Socio-Economic Systems. 2021. Vol 105. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences European Publisher. P. 168–178. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.04.18.
3. Natsun L. N., Shabunova A. A. On the Issue of Economic Cost of Disability // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2018. Vol. 11, № 2. P. 160–174. URL: https://doi.org/10.15838/esc.2018.2.56.11.
4. Коробейников И. А., Кантор В. З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития // Альманах Института коррекционной педагогики.
2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities (дата обращения: 05.04.2022).
5. Ненахова Ю. С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. 2018. Т. 21, № 3. С. 96–108.
6. Волченкова Е. В., Лучинина М. И. Анализ удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников вуза с инвалидностью // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : сборник трудов X Международной научно-практической конференции, посвящённой 30-летию социальной работы в России (23–24 сентября 2021 г., Улан-Удэ). Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2021. С. 65–67. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47401391_95384042.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
7. Осьмук Л. А., Можейкина Л. Б. Об удовлетворённости работодателя качеством образования принятых на работу инвалидов // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник трудов V Международной научно-практической конференции (20–22 мая 2021 г., Ялта). Симферополь : Ариал, 2021. С. 139–144. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46583833_62642037.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
8. Романенкова Д. Ф., Демяник Т. В. Портрет работодателя, принимающего на работу выпускников вузов с инвалидностью // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : сборник трудов V Международной научно-практической конференцияи (20–22 мая 2021 г., Ялта). Симферополь : Ариал, 2021. С. 158–163. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46583841_63419320.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
9. Zolotareva O., Sadovnikovа N., Babich S., Darda E. Self-Realization of Disabled Children and Graduates of Vocational Education Institutions // Amazonia Investiga. 2019. № 8 (24). P. 102–120.
10. Зайцев Д. В., Наберушкина Э. К., Печенкин В. В. Дополнительное образование в контексте социальной мобильности людей с инвалидностью // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6, № 1. С. 53–70.
11. Долдо Н. В., Козлов В. Н., Романенкова Д. Ф. Работа «без барьеров»: о социокультурных практиках трудоустройства инвалидов в промышленном регионе // Вестник культуры и искусств. 2021. № 1 (65). С. 105–114.
12. Дополнительное образование молодых инвалидов в контексте приоритетов социально-экономического развития / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова ; Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». № 196. М., 2007. 256 с.
13. Жданова И. В., Можейкина Л. Б. Содействие инклюзивному трудоустройству выпускников вузов из числа инвалидов: концептуальные аспекты и опыт // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 195. С. 82–88. URL: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-82-88.
14. Клочкова Е. Н., Дарда Е. С. Проблемы трудоустройства инвалидов с высшим и средним профессиональным образованием в Москве // Высшее образование сегодня. 2018. № 11. С. 59–65. URL: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.11.P.59.
15. Рубцов В. В., Алехина С. В., Хаустов А. В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого‐педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 1–14. URL: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110301.
16. Зорина Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 165–184. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-165-184.
Опубликована
2022-10-18
Как цитировать
КОЗЛОВ, Вадим Николаевич; РОМАНЕНКОВА, Дарья Феликсовна. СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 4(462), p. 142-152, oct. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1658>. Дата доступа: 19 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10414.

Ключевые слова

студенты вузов, лица с инвалидностью, выпускники с инвалидностью, качество подготовки, профессиональные компетенции, инклюзивное профессиональное образование, трудоустройство