ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА «ЧЕЛОВЕК» В КИТАЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

  • Олеся Федоровна Циберная Челябинский государственный университет

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема лингвокреативного становления концепта «Человек» в китайской языковой картине мира. Особое внимание в работе уделено проблеме диахронического исследования когнитивных процессов. Исходя из анализа расширения числа когнитивных признаков концепта в периферийной зоне интерпретационного поля, в статье выявлены особенности лингвокреативной деятельности носителей китайской языковой картины мира. В ходе исследования проиллюстрированы частные случаи реализации средств лингвокреативности на разных этапах становления концепта. Результаты исследования могут быть использованы учеными-когнитивистами для углубления знаний о китайской языковой картине мира, а также в работе с материалом на других языках

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бай С. Лингвокреативность в реализации риторики патриотизма в дискурсе китайских массмедиа // Litera. 2022. № 5. С. 31—42.
2. Ли Хуйцзы. Динамика лексической репрезентации концепта «деньги» в русском и китайском языках: дис. … канд. филол. наук. Иркутск, 2016. 198 с.
3. Николаева О. В. Дискурсивно-прагматическая креативность в англоязычных китайских масс-медиа // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 2. С. 221—238.
4. Новикова Н. Л., Лебедев А. В. Концепт как ментальная сущность // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 164—168.
5. Песина С. А., Вторушина Ю. Л. Концепт как ментальный культурно значимый конструкт // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Философия. 2016. № 2. С. 120—128.
6. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999. 30 c.
7. Соломка Н. А. Лингвокреативная деятельность как особая форма языкового мышления // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12-5. С. 165—168.
8. Тищенко И. Е. Концепт как диахронический феномен (на материале исследования концепта «смелость» во французском и русском языке): автореф. дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2008. 20 с.
9. Циберная О. Ф. Сопоставительное исследование внутрикультурного трансфера знаний в русской и китайской языковых картинах мира (на примере концепта «человек»/«人 (rén)»): дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2019. 232 с.
10. Fauconnier G. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. New York: Cambridge University Press, 1994. 240 p.
11. Li Wei, Tong King Lee. Language play in and with Chinese: traditional genres and contemporary developments // Global Chinese. 2021. No 7 (2). P. 125—142.
12. Rosch E. Н. Cognitive representation of semantic categories // Journal of Experimental Psychology. 1975. 104 (3). P. 192—233.
Опубликована
2022-10-31
Как цитировать
ЦИБЕРНАЯ, Олеся Федоровна. ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА «ЧЕЛОВЕК» В КИТАЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 9(467), p. 226-231, oct. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1745>. Дата доступа: 07 nov. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10929.

Ключевые слова

концепт, структура концепта, лингвокреативность, когнитивный признак концепта, диахрония, средства лингвокреативности