ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ БЮДЖЕТОВ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

  • Ольга Васильевна Артемова Челябинский филиал ИЭ УрО РАН
  • Ирина Юрьевна Нестеренко Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений

Аннотация

Дифференциация населения по уровню доходов, благосостояния ведет к социальной поляризации общества, неравенству и пребыванию части населения в категории бедности. Социальная политика (федерального, регионального уровней) призвана обеспечивать достойный уровень жизни населения независимо от того, в каком регионе страны проживают люди. Для этого применяются такие инструменты регулирования, как МРОТ, прожиточный минимум, система потребительских бюджетов. Авторы статьи, оперируя названными инструментами в рамках проводимого исследования, поставили цель: провести оценку потребительских бюджетов работающего населения (бюджета прожиточного минимума; социально приемлемого потребительского бюджета) и апробацию этой методики применительно к работающему населению Челябинской области. В результате исследования и расчета бюджета прожиточного минимума выявлено, что он превышает минимальный потребительский бюджет, обеспечивая при этом простое воспроизводство рабочей силы. Обосновано, что бюджет прожиточного минимума показывает границу бедности населения, ниже которой полноценное развитие человека и населения невозможно. Расчет величины социально приемлемого потребительского бюджета показал возможности расширенного воспроизводства рабочей силы и обеспечение достатка для удовлетворения материальных потребностей и развития людей. Полученные авторами результаты могут использоваться в качестве обоснования для принятия решений по заработной плате работающего населения региона, уровню цен и тарифов, льгот и дотаций наименее обеспеченным слоям населения. Учет полученных результатов позволит активизировать механизм согласования позиций по данной проблематике в рамках партнерства государственных органов власти (в том числе региональных), работодателей и профсоюзов, представляющих интересы трудящихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Абдулова С. Ю. Вопросы определения потребительской корзины для регионов Российской Федерации в части непродовольственных товаров и услуг (на примере Астраханской области) // Отраслевая и региональная экономика: проблемы и механизмы управления // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2020. № 3. С. 59—70.
2. Антропов В. В. Минимальный потребительский бюджет как инструмент государственной социальной политики за рубежом // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 6. С. 85—95.
3. Бобков В. Н. Методологический подход Всероссийского центра уровня жизни к изучению и оценке качества и уровня жизни населения // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2009. № 2. С. 26—36.
4. Социально приемлемая потребительская корзина / В. Н. Бобков, Е. В. Одинцова, А. А. Гулюгина, А. М. Сафронова // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2 (212). С. 8—26.
5. Бобков В. Н. Социальные стандарты оплаты труда и формирование инновационного общества // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 10—11. С. 4—6.
6. Бобков В. Н., Одинцова Е. В., Гулюгина А. А. Потребительская корзина как основа государственных гарантий минимальных денежных доходов российских граждан (часть вторая) // Народонаселение. 2020. Т. 23, № 4. С. 4—18.
7. Комар О. Н. Методологические проблемы расчета прожиточного минимума // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 4 (38). С. 130—133.
8. Литвинов В. А. Прожиточный минимум в системе потребительских бюджетов // Уровень жизни населения регионов России. 2007. № 7.
9. Мигранова Л. А., Попова Р. И. Влияние МРОТ на уровень и дифференциацию заработной платы в 2019 г. // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 4 (214). С. 21—35.
10. Мигранова Л. А. Прожиточный минимум 2013 года — «новая» методика, старые пробле- мы // Народонаселение. 2013. № 1. С. 42—51.
11. Оценка стоимости минимального (восстановительного) потребительского бюджета для работников, занятых легким и тяжелым физическим трудом, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. М.: Нефтегазстройпрофсоюз России, 2017.
12. Ржаницына Л. С. Стандарт экономической устойчивости семьи с детьми — новый ориентир политики доходов // Народонаселение. 2019. Т. 22, № 1. С. 121—129.
13. Рогожникова Ю. С. Формирование уровня заработной платы в рамках концепции достойного труда // Вестник евразийской науки. 2014. № 3 (22).
14. Садков В. Г., Старикова Л. И., Новиков Е. В. О формировании стратегий развития регионов и повышения эффективности института социального партнерства на основе регулярных расчетов потребительских бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 31 (214). С. 2—14.
15. Терентьева О. Н. Актуальные вопросы наполнения потребительской корзины среднестатистического россиянина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14, № 12. С. 2231—2243.
16. Широкова Л. Н., Сковпень В. А., Мосина Л. Л. Вопросы оплаты труда работников в Генеральном соглашении на 2018—2020 годы (на примере бюджетного сектора экономики) // ИнноЦентр. 2018. № 4(21). С. 84—95.
Опубликована
2022-12-20
Как цитировать
АРТЕМОВА, Ольга Васильевна; НЕСТЕРЕНКО, Ирина Юрьевна. ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ БЮДЖЕТОВ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 11(469), p. 28-39, dec. 2022. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/1809>. Дата доступа: 14 dec. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-11104.

Ключевые слова

потребительские бюджеты, прожиточный минимум, МРОТ, потребительская корзина, методы оценки потребительских бюджетов, бюджет прожиточного минимума, социально приемлемый потребительский бюджет