ДИСКУРСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

  • Елена Мухамедовна Хакимова Южно-Уральский государственный университет

Аннотация

Статья посвящена осмыслению актуальной для постиндустриального общества проблемы про светительских процессов в цифровой среде, создающей благоприятные условия для распространения профес сиональной информации в массовой аудитории на принципах добровольности, взаимной заинтересованности и субъектности как создателей, так и потребителей экспертного контента. Цель работы — выявить дискур сивные механизмы, обеспечивающие реализацию стратегии коммуникативного партнерства в русскоязыч ных подкастах, посвящённых популяризации знаний о языке. Теоретические основания исследования свя заны с концептуальными положениями теории речевого воздействия и дискурсологии. Эмпирическую базу составили аудиотреки подкастов, размещённых на популярной стриминговой платформе «Яндекс Музыка» и рекомендованных к прослушиванию справочно-информационным порталом «Грамота.ру»: «Азы Языка», «Глагольная группа», «Заметки на полях», «Как это по-русски», «Розенталь и Гильденстерн». Для изучения указанного материала использовались методы коммуникативно-прагматического и лингвостилистического анализа. В ходе исследования установлено, что в рассмотренных подкастах стратегия коммуникативного парт нёрства реализуется через речевые тактики самопрезентации и кооперации, их взаимодействие обеспе чивает динамику коммуникативного фокуса, сосредоточенного на адресанте в первом случае и на целевой аудитории во втором. Определены и продемонстрированы на примерах коммуникативные ходы, использован ные в рамках указанных речевых тактик: самопрезентацию обеспечивают формирование имиджа подкаста, освещение его ретроспективы и перспективы, представление адресантов, их аксиологическое позициониро вание, субъективизация изложения, описание сложности когнитивных процессов; кооперация эксплицирует ся в таких речевых действиях, как определение целевой аудитории, обращение к речевому этикету, создание эффекта соприсутствия слушателей при подготовке выпуска, введение голоса адресата через цитирование его высказываний, прогнозирование реакции аудитории, косвенное стимулирование её эвристической ак тивности, переключение и смешение лингвистических кодов, геймификация, приглашение к установлению обратной связи. Особое внимание в работе уделено языковым маркерам дискурсивных механизмов комму никативного партнерства — лексическим, грамматическим, жанрово-речевым, стилистическим единицам, выразительность которых в аудиотреках подкастов усиливается паралингвистическими средствами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Акаева Э. В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: автореф. ... дис. кан. филол. наук. Омск, 2007. 22 c.
2. Антонова Ю. А. Коммуникативные стратегии и тактики в современном газетном дискурсе (отклики на террористический акт): автореф. ... дис. кан. филол. наук. Екатеринбург, 2007. 24 c.
3. Арсеньева Т. Е. Коммуникативные стратегии и тактики просветительского радиодискурса (на ма
териале программы «Говорим по-русски»): дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2013. 179 с.
4. В голос! Нескучное руководство по созданию подкаста от создательниц подкаста «Ковен дур» / Козинаки М. [и др.]. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. 196 c.
5. Ермоленкина Л. И. Механизмы дискурсивного воздействия в коммуникативном пространстве конвергентного радио // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 468. С. 25–33. DOI: 10.17223/15617793/468/3.
6. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.
7. Ланских А. В. Речевое поведение участников реалити-шоу : коммуникативные стратегии и тактики: автореф. ... дис. кан. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 22 c.
8. Лесняк М. В. Тактика «создание светлого будущего» в политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2013. № 4 (46). С. 110–116.
9. Лесняк М. В., Товкаленко А. А. Коммуникативные стратегии англоязычного спикера в научно-популярном медиадискурсе (на примере материалов проекта TED Conference) // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 465. С. 22–28. DOI: 10.17223/15617793/465/3.
10. Нестерова Н. Г. Коммуникативные стратегии и тактики в спонтанном радиодискурсе // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. №. 2 (10). С. 55–60.
11. Нестерова Н. Г. Современный радиодискурс (коммуникативно-прагматический аспект). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. 320 с.
12. Романова Т. В., Маликова Д. А. Научно-популярный подкаст как отражение современных речевых поведенческих моделей // Русский язык в поликультурном мире: VI Международный симпозиум (8–12 июня 2022 г.): cб. науч. статей. В 2 т. Т. I. Симферополь: Издательский дом КФУ, 2022. С. 125–130.
13. Сковородников А. П. Коммуникативные стратегии и тактики [Электронный ресурс] // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24548609_76502663.pdf (дата обращения 20.08.2024).
14. Токарева П. В. Коммуникативные стратегии и тактики в современном учебном дискурсе (на материале школьных учебников): автореф. ... дис. кан. филол. наук. Омск, 2005. 23 c.
15. Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 345 p.
16. Kivunja С. Exploring the Pedagogical Meaning and Implications of the 4Cs “Super Skills” for the 21st Century through Bruner’s 5E Lenses of Knowledge Construction to Improve Pedagogies of the New Learning Paradigm // Creative Education. 2015. Vol. 6, no. 2. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=54177 (дата обращения 22.08.2024).
17. Lerman D., Morais R.J., Luna D. The Language of Branding: Theory, Strategies, and Tactics. New York : Routledge, 2017. 170 p. URL: https://doi.org/10.4324/9780203139691 (дата обращения 24.08.2024).
18. Mohammed K.S., Ghafour N.K. Persuasion Strategies Used in Kurdish and English Religious Speeches // 8th International Visible Conference on Educational Studies & Applied Linguistics. 2017. Vol. 6, no. 2. P. 283–293. URL: https://www.researchgate.net/publication/322811664_Persuasion_Strategies_Used_in_Kurdish_and_English_Religious_Speeches (дата обращения 24.08.2024).
19. Quam J., Ryshina-Pankova M. “Let Me Tell You...”: Audience Engagement Strategies in the Campaign Speeches of Trump, Clinton, and Sanders. Russian Journal of Linguistics. 2016. Vol. 20, no. 4. P. 140–160. DOI: 10.22363/231291822016204140160.
Опубликована
2024-12-15
Как цитировать
ХАКИМОВА, Елена Мухамедовна. ДИСКУРСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 8(490), p. 86-95, dec. 2024. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2668>. Дата доступа: 15 june 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2024-490-8-86-95.

Ключевые слова

медиакоммуникация, медиадискурс, подкаст, популяризация науки, репрезентация линг вистического знания, коммуникативное партнёрство, речевая стратегия, речевая тактика, коммуникатив ный ход, языковой маркер дискурсивного механизма