СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИФЕ И СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

  • Инна Петровна Лобанкова Уфимский государственный нефтяной технический университет http://orcid.org/0000-0002-8658-5075

Аннотация

Научный интерес представляет проблема символа в мифологическом сознании древних культур и в его современных интерпретациях. Рассмотрим эту проблему в контексте концептуализации М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского о соотношении символа и сознания. Исторические, культурные, религиозные, провиденциальные причины недостатка символизма в современном мире основаны на особенностях психики человека. Современники воспринимают символы критическим логически-понятийным мышлением в качестве знаков для обогащения знаний о культуре. Десимволизация в знаковых системах приводит к потере их содержания и превращения в знаки. Научное семиотизирование — это превращение символа сознания в знак культуры. Символика любой древней культуры включает олицетворенную психическую стихию — это символический факт, непосредственный смысл которого мы не знаем. Но мы способны к самопознанию и раскрытию их соответствующего сознательного содержания в виде символов. Парадоксальная философская рефлексия интуитивно соотносит вещный образ и смысл символа. Есть древние символы, которые аксиологически и онтологически вневременны. Рассматривая символику героизма в контексте древних и современных интерпретаций, обратимся к символу огня. Древняя интерпретация символа огня, означающая праведность, Логос, разум, порядок, космический закон, огонь духа, идентична интерпретации современного символа, означающего огненную духовную сущность героев, материализованную в виде символа вечного огня в мемориале. Все древние символы являются не предметами денотирующих символов, а объектами контекстов культа, в рамках которого все психотехники адептов были сориентированы на их сознания. Современная символика также имеет онтологические и социокультурные основания, отраженные в религии, искусстве, культе, традиции, языке, ориентированные на сознательное восприятие смыслов, интерпретацию и трансляцию их в культуре и социуме на всех уровнях социальных общностей и институтов. Необходимо философское осмысление древних символов в их проекции на современную культурную, социальную и политическую среду.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М.: Госуд. изд-во худож. лит-ры, 1953. 212 с.
2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2005. 480 с.
3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс, 2011. 560 с.
4. Зданович, Г. Б. Аркаим. Археология укреплённых поселений: монография: в 2 кн. Кн. 1: Жилища и жилое пространство / Г. Б. Зданович, Т. С. Малютина, Д. Г. Зданович / Челяб. гос. ун-т; Челяб. гос. ист.-культур. заповедник «Аркаим»; Благотворит. фонд «Аркаим». Челябинск: Изд-во Чело. гос. ун-та, 2020. 450 с.
5. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Дар. 2017. 352 с.
6. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. 417 с.
7. Кассирер Э. Миф о государстве. / Философия символических форм: в 3-х т. М.: Академический проект, 2011.
8. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. СПб.: Азбука Аттикус, 2011. 224 с.
9. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. / Ред. А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. 528с.
Опубликована
2024-12-25
Как цитировать
ЛОБАНКОВА, Инна Петровна. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИФЕ И СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 9(491), p. 35–40, dec. 2024. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2690>. Дата доступа: 11 july 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2024-491-9-35-40.

Ключевые слова

символ
знак
сознание
миф
культура
герой
огонь