ОБ ИМПЕРАТИВНОСТИ ЭТИКИ. НАЗАД К ЭТИКЕ КАНТА!
Аннотация
Обосновывается актуальность и экзистенциальная значимость императивной этики Канта. Показано, что в современном мире разрыв между высокотехнологичными действиями и индивидуалистскими этическими нормами выступает основанием не только для потери человеком бытийной идентичности, но и угрожает существованию людей и цивилизаций. Познавательная способность, детерминированная естественными склонностями людей, находится в непрерывном и ускоряющемся развитии. Ориентированность на получение желаемого результата способствует возрастанию роли прагматичных, целерациональных действий, при которых человек утрачивает способность самостоятельно формулировать цели. Следование индивидуалистской этике сформировало ситуации, при которых стало возможным продуцирование человека с «заданным набором потребностей». Увеличивающаяся степень отчуждения индивида от уникальности собственного бытия приводит к выводу о том, что человек становится «целью для себя», если способен подчиниться нравственному закону, следуя долгу, а не чувствам. Сущностным свойством кантовской морали, обеспечивающим ей автономность, является трансцендентализм, наличие априорных форм практического разума, которые выступают условием для появления «максим» поведения. Особенность морали Канта выражает термин, предложенный М. К. Мамардашвили, — тавтологичность. Действие «сообразно долгу», тавтологично, оно не стремится к достижению чего-то, кроме исполнения долга. Именно тавтологичность морали позволяет видеть в человеке конечную цель. Возможность подчинить «естественные склонности» и познавательные способности этическим нормам позволяет обрести автономность личностного бытия. Обобщающим выводом является тезис о том, что категоричность позиции Канта всегда подвергалась критике представителями разных философских течений. Между тем логика развития цивилизаций, характер и скорость распространения угроз выступают основанием для актуализации идей Канта.
Скачивания
Литература
2. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. // Критика практического разума. М.: Мысль, 1965. С. 121–258.
3. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: переводы. М.: Прогресс, 1988. 552 с.
4. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.com — URL:https://royallib.com/read/mamardashvili_merab/kantianskie_variatsii.html?ysclid=lrkf0cci3x341897813#0 (дата обращения 16.01.2024).
5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М.: АСТ, 2003. 526 с.
6. Попов И. В. Критика учения Канта об основах нравственности [Электронный ресурс] // Православный портал «Азбука Веры» — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/kritika-uchenija-kantaob-osnovah-nravstvennosti/ (дата обращения 25. 12. 2023).
7. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. 256 с.
Ключевые слова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Светлана Васильевна Димитрова, НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ДИСКУРС СВОБОДЫ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 10(480) (2023): Вестник Челябинского государственного университета
- Светлана Васильевна Димитрова, Ольга Николаевна Диденко, ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 2 (484) (2024): Вестник Челябинского государственного университета