ФЕНОМЕН АГРЕССИИ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ДИАХРОНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена агрессии сквозь призму языкового сознания, срез которого представлен результатами свободного ассоциативного эксперимента с использованием слов-стимулов: «агрессия» и «конфликт». Эксперимент проводился в 2008–2009, а затем в 2020 и 2024 гг. при участии примерно одинакового количества респондентов. Анализ результатов трех экспериментов позволил выявить изменения в ассоциатах, их стереотипизации в аксиологическом компоненте. Так, в 2020 г. феномен агрессии получает более стереотипизированную (по сравнению с 2009 г.) оценку у российского студенчества. Анализ полученных в 2024 г. ассоциатов показывает, что степень стереотипизации реакций женщин оказывается гораздо выше, чем у мужчин, при сопоставимом количестве участников эксперимента, что подтверждает актуальность учета гендерного компонента при интерпретации результатов. Полученные в 2020 и 2024 гг. ассоциативные поля содержат большое количество единичных реакций, в частности — образов (визуальных, звуковых, интерактивных), что может быть объяснено имеющимся у современных российских студентов опытом просмотра многочисленных сцен агрессии и наблюдением за актуальной политической ситуацией в современных СМИ/телевидении, постоянный доступ к которым появился у современного общества с распространением и эволюцией сети Интернет. Однако большое количество полученных в 2020 и 2024 гг. ассоциатов может быть соотнесено с вербальной, а не физической формой манифестации агрессии, что подтверждает актуальность исследования феномена вербальной агрессии. В целом полученные реакции свидетельствуют о более важной роли человека, личности как коммуниканта в ситуации агрессии/конфликта. При этом вполне допускаем, что с расширением количества и географии участников экспериментального исследования могут быть получены другие результаты.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бакеева Д. А. Агрессия и ее медиавоздействие на аудиторию эфирного телевидения // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 144–156.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2002. 512 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001. 352 с.
4. Воронцова Т. А. Коммуникативное пространство в лингвопрагматической парадигме // Вестник Удмуртского университета. 2009. Вып. 1. С. 11–17.
5. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: автореф. дис. ... д-ра филол. н. Челябинск, 2006. 40 с.
6. Залевская А. А. Межъязыковое сопоставление в психолингвистике. Калинин, 1979. 84 с.
7. Захаркин Р. А. Вторичная социализация и коммуникационные процессы в современном обществе. Владивосток, 2020. 100 с.
8. Григорьева Т. В., Зайцева М. В. Лексикографические данные ассоциативных словарей как отражение ценностных приоритетов носителей языка // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. Междунар. науч. конф. (УрФУ, 15–17 октября 2019 г.). Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019. C. 265-267.
9. Ратмайр Р. «Пробивные» стратегии на деловых переговорах как пример завуалированной агрессивности // Агрессия в языке и речи. М., 2004. С. 53–66.
10. Фетисова Т. А. Агрессивное поведение в Интернет-коммуникации. Обзор // Вестник культурологии. 2018. № 4 (87). С. 185–197.
11. Фомин А. Г., Якимова Н. С. Репрезентация феноменов «агрессия» и «конфликт» в языковом сознании россиян и американцев // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 206–211.
12. Чудинов, А. П., Сегал Н. А., Мищенко А. Н. Графодеривация как основа моделирования актуального медиадискурса (на материале текстов февраля–марта 2022 г.) // Политическая лингвистика. 2022. № 4 (94). С. 95–100.
13. Якимова Н. С. Средства выражения вербальной агрессии в контексте экспериментального изучения лингвокультур: дис. ... канд. филол. н. Кемерово, 2012. 252 с.
14. Lorenz K. On Aggression. London, New York: Routledge, 2002. 306 p.
15. Wang Yupeng. The Impact of Violent Social Media Content on Human Behaviour. Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. 42(1):152–158.
Опубликована
2025-03-24
Как цитировать
ФОМИН, Андрей Геннадьевич; ЯКИМОВА, Наталия Сергеевна. ФЕНОМЕН АГРЕССИИ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ДИАХРОНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, [S.l.], n. 2 (496), p. 75-83, mar. 2025. ISSN 2782-4829. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/article/view/2777>. Дата доступа: 25 may 2025 doi: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2025-496-2-75-83.

Ключевые слова

агрессия, ассоциативный эксперимент, семантическое поле, языковое сознание, аксиологический компонент